(Франциско Goya у Lucienles) знаменитый испанский живописец и гравер (род. 1746, умер 1828); еще в детстве он обнаружил необычайные художественный способности; учился у живописца X. де-Луцара-Мартинеса, в Сарагоссе; провел юность, полную тревожных приключений, и в 1765 году попал в Рим, где занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры. По возвращении своем в Испанию в 1774 г., он вскоре вошел в славу у соотечественников, благодаря множеству своих исторических и жанровых картин, рисунков и картонов (сочиненных для ковровой фабрики св. Варвары), выказавших неисчерпаемое богатство его фантазии, замечательных по оригинальности замысла и композиции, пленяющих нежностью, серебристостью, теплотою и гармоничностью колорита. С большим мастерством писал он также и фрески, преимущественно религиозного содержания, в которых, однако, заметен у него недостаток веры и воодушевления. Редкий дар наблюдательности делал его особенно способным к портретным работам, превосходные образцы которых можно видеть теперь в мадридском музее дель-Прадо. Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании. За пределами этой страны он известен преимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчи офортами, составляющими отдельные серии, под заглавием: "Капризы" (1793 - 1798, 80 лист., с композициями, осмеивающими или бичующими пороки аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов), "Тореадорство со времен Сида" (около 1801 г., 80 лист.), "Пословицы" (18 лист., служащих продолжением "Капризов") и "Бедствия войны" (1810 - 1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашествия на Испанию при Наполеоне I). Кроме этих серий, Г. выгравировал крепкой водкою немало других рисунков собственного сочинения, а также эстампов с картин горячо любимого им Веласкеса. Не смотря на свой независимый образ мыслей и саркастическое отношение к высшим сферам общества, талантливый художник был в милости у королевского двора и пользовался всеобщим почетом; в 1780 г. мадридская академия св. Фернанда избрала его в свои члены, в 1786 г. он получил титул королевского живописца, и хотя в 1793 г. был. удален из Мадрида за принадлежность свою к партии герцогини Альбы, но вскоре возвратился из изгнания; в 1795 г. завял пост президента вышеупомянутой академии, а в 1799 году удостоен звания первого придворного живописца. Последние годы своей жизни с 1823 года он провел в Бордо. См. Ch. Yriarte, "Biographie de G." (Париж, 1867); P. Lefort, "Francisco G., etude biographique et critique" (Париж, 1877) и монографию М. В. Ватсон: "Франциско Г." (в "Вестнике изящн. искусств.", т. II). А. С - в.
Значение слова ГОЙ-И-ЛУЦИЕНТЕС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГОЙ-И-ЛУЦИЕНТЕС
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012