(барон) — один из видных представителей итальянской позитивной школы уголовного права. Род. в 1852 г. в Неаполе, потомок древнего дворянского рода; читал лекции в Неаполитанском университете; теперь президент суда в Ферраре. Судебная деятельность познакомила его наглядно с разладом между юридическими теориями и социальными нуждами. Основные положения его учения сводятся к трем предметам: преступлению, преступнику и репрессии. Преступление, по мнению Г., — явление социальное, подлежащее изучению посредством экспериментально-психологического метода. Причина преступления — в самом преступнике, а не в окружающей его среде; последняя делает только возможным развитие того микроба, который именуется преступником. Понятие о "естественном преступлении" коренится не в деяниях, а в тех альтруистических чувствах, нарушением которых является преступление. Таких чувств два — сострадание и честность, рассматриваемые притом не в высших формах их развития, а в тех средних степенях, в которых они служат необходимой связью между личностью и обществом. Преступник в глазах Г. — не только лицо, ослушавшееся велений государственного закона, но субъект в большей или меньшей мере ненормальный, непригодный для социальной жизни, причем само преступление является не более как одним из симптомов его нравственной аномалии. Существует класс преступников, отмеченный психическими, а часто и анатомическими (но не патологическими) аномалиями и с характером дегенеративным или регрессивным, свидетельствующим об остановке нравственного развития, несмотря на неприкосновенность умственных способностей. Далее идут два классса преступников, обнаруживающих: один — недостаточное развитие чувства сострадания, другой — отсутствие чувства честности. Случайных преступников нет. Между преступным и не преступным населением лежит посредствующая полоса, к которой должны быть отнесены лица, совершающие менее важные посягательства на чувство сострадания, главным образом вследствие недостатков воспитания. Исследование отдельных личных и социальных факторов, влияющих на развитие естественной преступности (воспитание, образование, законы, религиозные эмоции, экономические причины), занимает видное место в учении Г. Сила уголовной репрессии, с точки зрения Г., не в достаточной мере охраняется существующей карательной системой. Основываясь на идее исправления преступника, но вместе с тем устанавливая определенную меру ответственности за всякое преступление, эта система напоминает доктора, заранее, при прописании лекарства, определяющего день, в который надлежит больного выписать из больницы. Деяние считается теперь тем менее наказуемым, чем сильнее и неотклонимее была страсть, овладевшая деятелем, — а это вполне несогласно с интересами социальной защиты. В основание карательной системы должен быть положен биологический принцип, требующий, чтобы индивид уничтожался, как только присущие ему недостатки не позволяют ему ужиться в окружающей его среде. Естественную смерть должны заменять в социальной жизни смертная казнь, ссылка и релегация. Наказание следует соразмерять не с силой преступного желания, а со степенью нравственного чувства, присущего преступнику, и с количеством вреда, которым он угрожает в будущем (temibilita). Не ограничиваясь выяснением новых оснований для отправления уголовного правосудия и критикой существующих, Г. указывает на ряд частных изменений, которые надлежало бы произвести в современных как уголовно-материальных, так и уголовно-процессуальных законодательствах. Критическую оценку теории Г. см. в статье: Итальянская школа криминалистов. Главный труд Г., "Criminologia" (Турин, 1885), переведен на французский язык; второе издание этого перевода (Париж, 1890) полнее подлинника, представляя всестороннюю его переработку. Кроме того, Г. напечатал: "Riparazione alle vittime del delitto"; на ту же тему представлены им рефераты на конгрессах брюссельском (1889), петербургском (1890) и флорентийском (1891). Ср. А. Вульферт, "Антрополого-позитивная школа уголовного права в Италии" (1887); В. Д. Спасович, "О новых направлениях в науке уголовного права" ("Вестн. Европы", 1891); И. Р. Закревский, "Об учениях уголовно-антропологической школы" ("Журн. гр. и уг. пр.", 1891). Иностран. литер. см. в статье: Итальянская школа криминалистов.Вл. Случевский.
Значение ГАРОФАЛО РАФАЭЛЛЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГАРОФАЛО РАФАЭЛЛЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012