или Виссоватый (Wiszowaty) — известный польский богослов-арианин XVII в., род. в 1608 г., учился в Ракове, одном из главных центров секты ариан в Польше. Из путешествия по Европе В. возвратился на родину в 1638 г., в момент, для него неблагоприятный: школа в Ракове была закрыта, ариане подвергались преследованиям и изгнанию, и В. поспешил опять уехать, дожидаясь за границей, пока гонение в Польше на ариан прекратится. Вернувшись, он принял место пастора. Терпимость к сектантам не установилась, однако, так прочно, чтобы В. и его единоверцы могли избежать гонений; их церкви постоянно закрывались, и В. приходилось беспрестанно переезжать из одного воеводства в другое, принимать должность проповедника то в одной, то в другой общине. С 1645 по 1652 г. он был проповедником вновь собранной им раковской общины, которая после уничтожения арианской церкви в самом Ракове построила для себя церковь около этого городка, в д. Радостове; но и оттуда ему пришлось удалиться, когда владелица Ракова приняла католицизм. В. перебрался в воеводство Краковское и жил там до 1655 г., когда вторжение шведов разожгло в большинстве поляков особую ненависть к протестантам. В. опять вынужден был бежать и жил в д. Вроцмирове, пока сеймовой указ 1660 г. не предписал всем арианам оставить пределы Польши. Прежде чем расстаться окончательно с родиною, польские ариане решили сделать еще последнюю попытку примирения с католиками, и с этой целью назначено было colloquium charitativum, которое и состоялось в Роншове. Для ведения этого диспута ариане выбрали В., ораторами же со стороны католиков явились иезуиты: Геннинг, Цихоцкий и др. Пять дней продолжался этот диспут и, хотя ни к какому соглашению он не привел, но заставил даже противников В. удивляться его твердости и учености. В третий раз, и уже навсегда, В. отправился за границу и с 1666 г. поселился в Амстердаме. Здесь он играл роль главы эмигрантов-ариан, много писал, принимал деятельное участие в издании известного труда "Bibliotheca Fratrum Polonorum" и † в 1678 г. После него осталось более 50-ти сочинений в рукописи. Напечатаны же им за время жизни в Амстердаме и другими после его смерти: "Stimuli virtutum" (1670); "Dissertatincula de hominis vera beatitate consecranda" (1682); "Discursus brevis de vita aeterna" (1682); "Tractatus brevis, in quo demonstratur corporis cultum pretiosum non decore Chrisitanos" (1682). Автобиография В. напечатана у Sandius в его "Bibliotheca Antitrinitarium".В. М-н.
Значение ВИШОВАТЫЙ АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВИШОВАТЫЙ АНДРЕЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012