I
(Withman) — современный американский поэт. Приверженцы В. (к которым принадлежат Эмерсон, Доуден, все новые английские поэты, как Свинборн, Розети, Моррис и др.) ставят его наряду с библейскими пророками и Эсхилом и считают, что Теннисон относится к нему, как шубертовская песнь к симфонии Бетховена. Противники поэта объявляют его помешанным, безнравственным писателем и требуют публичного сожжения его сочинений. Сборник поэтических произведений Витмана "Leaves of grass" несомненно стоит вне всякой европейской литературы; это — продукт американской почвы, где сталкивается высшая цивилизация с примитивной полевой жизнью. При всей глубине отдельных частей общая хаотическая непонятность замысла и антихудожественные приемы мало соответствуют репутации гениальности, признаваемой за автором. Витман происходит по отцу из старинного рода пуританских пасторов, переселившихся в Америку в XVII веке. Он родился в 1819 г. в Лонг-Айленде и до 36 лет занимался самыми разнообразными профессиями: был типографщиком, учителем, плотником, редактором газет. В 1856 году он издал небольшой сборник стихотворений, составляющих зерно будущих изданий "Leaves of Grass" и представляющих лирические сюжеты в эпической форме. Часть книги под названием "Children of Adam", где автор с наивною откровенностью прославляет любовь между мужчиной и женщиной, вызвала взрыв негодования. Но одновременно с первыми нападками послышались и сочувственные голоса. Третье, значительно дополненное издание сборника, вызвало восторженные отзывы американской и английской критики.
В 1861 г. В. принял участие в междоусобной войне как санитар и также был окружен любовью солдата, как прежде рабочих и фермеров, среди которых он жил. По всем отзывам близко знающих поэта людей, его личный характер и жизнь отличаются вообще необыкновенной чистотой, делающей смешными нападки на него как на защитника безнравственности. После окончания войны он стал жить очень уединенно. В 1874 г. с ним случился удар, сделавший его наполовину парализованным. В 1882 г. издание его полных "Leaves of Grass", предпринятое в Бостоне, не состоялось, потому что автор не согласился выбросить два стихотворения из "Children of Adam": "A woman waits for me" и "То a common prostitute", а издателю угрожали процессом за распространение безнравственных изданий. Поднятый по этому поводу шум послужил лучшей рекламой для автора, и вышедшее в Филадельфии издание "Leaves of Grass" разошлось в значительном количестве в Америке и Англии. Это издание 1883 г. может считаться окончательным.
"Leaves of Grass" написаны не стихами, а ритмической прозой. Много места занимают в них перечисления различных предметов, снабженных для разнообразия большим количеством эпитетов. Эти списки в лучшем случае можно сравнить с гомеровским "каталогом". Язык В. трудно понимаем для неподготовленного читателя; часто приходится прочесть несколько страниц, прежде чем найти подлежащее или сказуемое, объясняющее грамматический смысл целого; богатство прилагательных, рисующих мельчайшие оттенки предметов, немало увеличивает запутанность и без того длинных фраз. Вот почему так мало истинных ценителей "Leaves of Grass". Даже самые лучшие знатоки поэзии В., как американцы О'Коннор и Бук, сознаются, что многое в ней им не понятно. В своеобразную форму В. воплотил оригинальное содержание. Будучи прежде всего демократом, В. мечтает для своей страны о поэзии, которая, отбросив все европейские источники вдохновения, забыв греческое искусство и средневековый романтизм, отразила бы жизнь американца со всеми ее мотивами. Он полагает, что открытие Америки так же интересно, как поход аргонавтов, что война между штатами столь же драматична, как осада Трои, и т. д. Национальный американский поэт должен заботиться о поднятии своего народа в физическом и нравственном отношении. Государству нужны крепкие, здоровые граждане с пониманием истинной нравственности, с любовью к истине и красоте. Поэтому поэт должен воспевать всего человека, а не только его ум или его душу. В самом интересном отделе книжки, "Song of Myself", В. отождествляет себя со всем человечеством (I celebrate Myself). Он вместе с ним стар и молод, легкомыслен и мудр. Он объявляет себя космосом; он поет гимны победителям и побежденным. Смерть его не беспокоит; он утешается тем, что его тело будет хорошим удобрением для почвы, и предвкушает запах роз, выросших там, где его зароют. В "Calamus" Витман воспевает дружбу и братскую любовь всех людей между собой. В "Sea Drift" находится прекрасная элегия "Out of the cradlebendless rocking". Так же красиво стихотворение на смерть Линкольна ("When lilies last on the dooryard bloom'd). В "Drumtaps" заключаются эпизоды войны — печальные и геройские. Свои теоретические взгляды на политику и искусство В. изложил в "Democratical Vistas".
Из многочисленных работ, посвященных Витману, самые интересные: Dowden, "Studies in Litterature"; O'Connor, "The Good Gray Bucke, "Walt Whitman" (1883); John Burroughs, "W. W. Poet and Person"; Karl Knortz, "W. W." (1886); отдельные статьи Рескина; очень обстоятельная статья о В. в "Заграничном вестнике" за 1882 г. В. умер в марте 1892 г.
З. Венгерова. II (дополнение к статье)
(Whitman) — американский поэт; ум. в 1892 г.