название одного из древнейших народов, обитавших в северной части территории русского государства. В. несомненно чудского происхождения, хотя Европеус и относит ее вместе с вогуличами и остяками к угорской ветви. Наша начальная летопись жилища В. указывает на Белом озере; но сродство племенного названия этого народца с названием Води (которое доказал Кастрен) дает возможность полагать, что они доходили на З. до водских поселений, т. е. до Ладожского озера и реки Волхова, у которых и теперь еще есть пять деревень с наименованием В. Основываясь на том же признаке, можно границу жилищ Веси простирать вплоть до южных пределов Заволоцкой Чуди, на С.В. — до реки Вексы, левого притока Костромы, берущего начало близ Галицкого уезда; на востоке эта граница проходит через юго-восточную часть Ярославской губ., поворачивает затем на Ю.В., захватывая западную часть Владимирской губ. к С. от реки Клязьмы; отсюда поднимается несколько на С. и С.З., охватывает всю почти Тверскую губ. и на Ю.З. и З. примыкает к Новгородской губ., где жила водь. Южная часть этой области — Верхнее Поволжье — рано должна была подвергнуться славянской колонизации, так что ко времени образования русского государства от В. удержались здесь лишь незначительные остатки. С. М. Соловьев в известном месте летописи "Имаху дань варязи из-за морья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичах" предлагает читать вместо "и на всех кривичах" — "и на веси, кривичах" и тем самым приурочивает В. к тем племенам, которые были обложены данью варягами и затем участвовали в призвании князей. Эта поправка признается далеко не всеми историками. Несколько долее могло сохранить свою независимость племя весь на С.З., на водоразделе между волжскими притоками и притоками озер Ладожского и Онежского, где, как известно, славянские колонии вначале распространялись очень медленно. В этой-то именно части, как уже выше сказано, помещает В. и наш летописец и тем как бы указывает, что здесь только застает их достоверная история. Во второй и последний раз он упоминает о В. под 882 г., когда вместе с варягами, чудью, словенами, мерею и кривичами участвовала В. в походе Олега на Смоленск и Киев, против Аскольда и Дира.Что касается свидетельств о В. иностранных писателей, то некоторые исследователи желают видеть их даже у Иорнанда, готского писателя VI в. по Р. Х., признавая его "Was", приводимую при перечислении народов, подчинившихся Германриху, за чудское племя "Весь". Весь будто бы разумел, по мнению тех же исследователей, и Адам Бременский (XI в.), называя своих "Wilzi". Несомненно, что весь нужно видеть в народе вису, упоминаемом арабскими писателями Абу-Гамидом, Бакуви, Гамд-Уллахом, Димешки, Ибн-Фосланом, Казвини и Якутом, которые передают о нем следующие известия. Народ этот жил в верхнем севере, по соседству с варенгами (варягами) и юграми, где летом не бывает ночи, а зимой дня, на восток от Варенгского моря, на три месяца пути к западу от земли Гога и Магога (т. е. югры) и на столько же за землей булгар, откуда купцы ходили туда по Волге. Булгары ведут с жителями немую торговлю — ввозят туда сабельные клинки и вывозят оттуда меха бобров, соболей и белок. Обычай производить мену заочно, оставляя товары на известном месте и находя потом вместо них другие, долго сохранялся и в нынешнем столетии у зырян и других инородцев при торговых сношениях с русскими. Торговое значение В. подтверждается, помимо свидетельств арабских писателей, и нумизматическими находками, относящимися к VII—XI вв. и подавшими повод г. Савельеву утверждать, что славяне, кривичи и весь служили неминуемыми посредниками в торговле Каспия и Черного моря с Балтикой. Утратив свое значение по мере распространения славянской колонизации и сливаясь мало-помалу со славянскими поселенцами, весь долго сохраняла свои этнографические особенности и некоторыми этнографами указывается живущей даже в настоящее время в уездах Лодейнопольском — Олонецкой г., Тихвинском и Белозерском — Новгородской и Весьегонском — Тверской г., в количестве приблизительно 25000 душ, из которых около половины приходится на Лодейнопольский у. О "Веси" см. Шегрен, "Ueber die Finnische Bev?lkerung des St. Petersb. Gouvernements und ?ber den Ursprung des Namens Ingermanland" (СПб., 1833; в "Зап. Импер. Ак. наук"); его же, "Ueber die ?lteren Wohnsitze der Jemen" (в "M?moires" Имп. Акад. наук, том VI); Castren, "Reise-Berichte und Briefe aus den Jahren 1845—49" (СПб., 1856 г.); Европеус, "О народах средней и северной России до славян" (в "Журнале Мин. народн. просв.", 1868 г., № 8); Савельев, "Мухамедданская нумизматика" (СПб., 1846); Френ, "Ibn-Foszland's und anderer Araber Berichte ?ber die Russen ?lterer Zeit" (СПб., 1823); Хвольсон, "Известия Ибн-Дасты" (СПб., 1869); Борзаковский, "История Тверского княжества"; Барсов, "Очерки русской исторической географии" (Варш., 1885, 2-е изд.) и Майнов, "Приоятьская чудь" (в "Древн. и нов. Росс.", 1887, № 5 и 6).В. Рудаков.
Значение ВЕСЬ, НАРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВЕСЬ, НАРОД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012