Значение ВЕЛЬО, ЛУИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВЕЛЬО, ЛУИ

(Veuillot) — клерикальный французский публицист, сын простого бочара, родился в 1813 г., не получил никакого систематического образования и начал свою литературную деятельность в министерских журналах в провинции и в Париже. Был начальником отделения в министерстве внутренних дел, но скоро вышел в отставку и сделался сотрудником "Univers r?ligieux". В 1848 году, приняв на себя главное редакторство этого органа крайнего ультрамонтанства, он с талантом и энергией, но, вместе с тем, с крайнею наглостью выступил защитником притязаний папства на неограниченное господство над церковью и государством. Его беспощадные нападки на итальянскую политику Наполеона III вызвали временное закрытие газеты, для характеристики которой достаточно сказать, что даже французское духовенство воспретило ее в своих епархиях. Во время осады Парижа В. обнародовал в "Univers" проект отделения церкви от государства, а также план особой демократии, пригнанной и приспособленной к его идеям. В мае 1873 г., ввиду надежды на восстановление легитимной монархии, он снова превратился в легитимиста и осыпал короля Виктора-Эммануила и основателей итальянского национального единства такими грубыми ругательствами, что даже реакционное министерство Брольи увидело себя вынужденным приостановить его газету на 2 месяца. Но В. был вознагражден тем, что получил от Пия IX письмо с самыми горячими выражениями благодарности. Кульминационного пункта своего политического влияния он достиг при так назыв. правительстве "нравственного порядка" (1877). Позже В., прикованный к своей комнате подагрой, редко появлялся в "Univers" и принял елейный, апокалиптический тон, под которым трудно было узнать прежнего остроумного и циничного писателя, не пренебрегавшего никакими средствами и никаким орудием борьбы. Ум. в 1883 г. в Париже. Вельо сам называл себя литературным кондотьери, и это действительно был человек без всяких принципов, как политических, так и религиозных, живший журнальным наездничеством и жаждой во что бы то ни было играть роль. Его идеалы, насколько они у него водились, были в политике — теократия, а в социальном отношении — Средние века. Между его сочинениями надо упомянуть: "P?lerinages de Suisse" (1839, 16 изд., 1878); "Rome et Lorette" (1841, 16 изд., 1880); "L'honn?te femme" (1841); "Les Fran?ais en Alg?rie" (1845; 10 изд., 1889); "Les libres penseurs" (1848); "L'esclave Vindex" (1849); "Le lendemain de la victoire" (1850); "Le droit du seigneur au moyen-?ge" (1854); "Les parfums de Rome" (1861); "Histoiriettes et fantaisies" (1861); "Les odeurs de Paris" (1866, 10 изд. 1876); "Rome pendant le concile" (1872); "Paris pendant les deux si?ges" (1876); "Moli?re et Bourdaloue" (1877); "Oeuvres po?tiques" (1878); "Etudes sur Victor Hugo" (1886) и т. д. Собрание своих сочинений он издал под заглавием "M?langes religieux, historiques, politiques et litt?raires" (1857-76, 18 т.). Его переписка вышла в свет в 1883-87 г.Брат его, Эжен В., родился в 1818 г., был тоже журналистом, но без выдающегося таланта, и во всем слепо подражал своему брату. Им написаны: "La guerre de la Vend?e et de la Bretagne" (2 изд., 1853), со специально католической точки зрения; "Le Tonkin et la Cochinchine" (1859; 3 изд., 1883); "Vies des p?res de d?sert de l'Orient" (1863-1864) и др.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.