Значение ВЕБЕР, ГОТФРИД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВЕБЕР, ГОТФРИД

(Weber) — немецкий теоретик, критик и композитор, родился в в 1779 г. Хотя В. был юристом по профессии и достиг довольно высокого служебного положения, но его деятельность не помешала ему посвятить себя специально музыкальным занятиям, благодаря которым имя его стало в Германии весьма известным. В музыкальном отношении В. можно назвать автодидактом. Изучая теоретически сочинения по музыке и видя в них противоречия, В. дошел до отрицания всего установленного в теории и до признания практического изучения образцовых композиций чуть ли не единственным способом к познанию тайн искусства сочинения. Из его трудов особенный успех имело благодаря оригинальности взглядов сочинение: "Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst zum Selbstunterricht, mit Anmerkungen f?r Gelehrtere" (Майнц, 1817-1821). Укажем еще на "Generalbasslehre zum Selbstunterrichte" (Майнц, 1833), "Ueber Chronometrische Tempobezeichnung, nebst Vergleichungstafel der Grade des Maelzsehen Metronome" (Майнц, 1817), "Versuch einer praktischen Akustik der Blasinstrumente" (Энциклопедия Эрша и Грубера), "Die menschliche Stimme. Eine physiologisch-akustische Hypothese", "Ueber Tonmalerei", "Skizzen zur Lehre vom doppelten Contrapuncte". В. к каждому предмету, им рассматриваемому, относился весьма своеобразно и скептически. С особенным скептицизмом он отнесся к подлинности "Реквиема" Моцарта, доказывая, что он сочинен Зюсмейером по черновым наброскам и эскизам, найденным после смерти Моцарта. Этот взгляд он высказал в "Ergebnisse der bisherigen Forschungen ?ber die Echtheit des Mozart'schen Requiem" (Майнц, 1826) и "Weitere Ergebnisse der weiteren Forschungen ?ber die Echtheit des Mozart'schen Requiem" (Майнц, 1827). В 1824 году Вебер предпринял в Майнце издание специально музыкального органа "Цецилия" ("Caecilia, eine Zeitschrift f?r die musikalische Welt"). Это издание продолжалось, по смерти В., Деном в Берлине. Кроме критической, следует указать еще на композиторскую деятельность В. Он писал мессы, светские хоры, песни для одного голоса и пьесы для отдельных инструментов, как то: флейты, гитары, фортепиано и пр. В. умер в 1839 г.Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.