(в миру Григорий Калена); мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиеп. он совершил путешествие на Восток по св. местам, что видно из его "Послания о рае". Время архиепископства его (1329—52) совпало с тяжкими для Новгорода обстоятельствами и несчастиями всякого рода. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей при помощи кн. Московского, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил Новгород, и владыке Василию пришлось быть предстателем пред ним за свободу своего родного города. А между тем в Пскове проявилось желание приобрести самостоятельность от Новгорода, и это прежде всего высказалось в стремлении псковичей иметь своего особого епископа, продолжавшемся и после того, как им было в том отказано митрополитом Феогностом. В самом Новгороде были многие нестроения и вражда между партиями, и владыка являлся их миротворцем. Так было, например, в 1344 г., при избрании нового посадника. Богатая софийская казна, по распоряжению В., щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1337 г. разливом Волхова разрушен был мост, соединявший обе стороны Новгорода, и между сторонами пошли пререкания о постройке нового моста, угрожавшие кровопролитием: Василий построил мост на счет владычной казны. В 1340 году сильный пожар произвел великое опустошение в Новгороде; на обеих сторонах сгорело множество домов и лавок, 48 деревянных и 3 каменные церкви, погорел кремль, владычьи палаты, Софийский собор. Василий возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцом, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновлять погоревшие церкви и опять устроил Волховской мост. Сам владыка занимался живописью и своим мастерством украшал храмы: еще и поныне цела икона кн. Бориса и Глеба его мастерства, в Борисоглебской церкви. Патриотическая и благотворительная деятельность св. Василия заслужила ему великое почтение и любовь новгородцев. Он был почтен и в Константинополе: в отличии от других русских архиереев, константинопольский патриарх прислал ему крестчатые ризы и белый клобук (см. это сл.), о котором впоследствии составилась целая повесть, с определенною целью — возвеличить Новгород сравнительно с Москвою. Когда от шведского короля Магнуса пришли послы в Новгород с вызовом на диспут о вере, владыка ответил: "Если хотите знать, какая вера лучше: ваша или наша, пошлите за этим к патриарху — мы приняли веру от греков". Деятельный пастырь не был искусным богословом, что, между прочим, заметно в его известном "Послании к Феодору, епископу Тверскому, о рае". Он усердно доказывает Феодору, что рай, в котором жили первые люди, цел и существует на Востоке, а место мучений многие видели на Западе. Послание это важно для характеристики наивности наших грамотеев, черпавших отовсюду всякие небылицы. Самая смерть В. свидетельствует об его любви к пастве. В 1352 г. появилась во Пскове страшная зараза — "черная смерть", и в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них и вместе с ними. Владыка прибыл немедленно, совершил богослужение в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел, и скончался на обратном пути в Новгород, в обители Архангела, при устье р. Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 г.П. В.
Значение ВАСИЛИЙ СВ., АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВАСИЛИЙ СВ., АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012