Бюлов (Ганс-Гвидо фон), замечательный пианист, сын немецкого поэтаКарла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепианообучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-КарлаЭбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился вЛейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта уГауптмана. В 1849 - 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование вБерлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, ккоторой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих кРих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременнойкапельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г.отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, впродолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б.составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще болееупрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям. С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. былназначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б.,следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоялкоролевским придворным капельмейстером и директором реорганизованнойкоролевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого онотправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет,давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерамартистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканскиеСоединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 - 79 гг., вГанновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнингендля занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальнымиделами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие сМейнингенской капеллой по Германии, в 1881 - 82 гг. Б. посещал такженеоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист икапельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и"Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершилартистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себяпропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своегопребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианнойлитературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б.читал и заграницей. Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней,блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из рядавыдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможностьисполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточнобыло просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть егобезошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал безпартитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых,фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователемВагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большогооркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельныйпропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями впользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом рядевыпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов,редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежаттакже аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа.В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие виздании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke"(Штутгарт, 1872). Н. С.
Значение слова БЮЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БЮЛОВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012