(фон Bunsen) — знаменитый немецкий ученый и государственный деятель, родился 1791 года в Корбахе близ Вальдека; изучал в Марбурге богословие, затем с 1809—13 гг. в Гёттингене филологию у Гейне, и в 1811 г. получил там же место учителя Гимназии; но в 1813 г. он бросил эту должность и некоторое время странствовал по Голландии, был в Копенгагене, а в 1815 г. прибыл в Берлин, чтобы лично познакомиться с Нибуром. По совету и желанию последнего, Б. в следующем году отправился в Рим и был сделан там же секретарем при прусском посольстве. Эти годы, прожитые в Риме, при постоянном и оживленном обмене писем с Нибуром, Б. посвятил исследованиям в области философии языка и истории религии. Плодом этих трудов явилось обширное сочин.: "Beschreibung der Stadt Rom" (3 т., Штутг., 1830—43); "Basiliken des christl. Rom" (Мюнх., 1843). Приезд Шамполиона в Рим в 1826 году заставил Б. всецело посвятить себя археологии, и вот уже в 1829 г. возникает в Риме стараниями Б. и Гергарда Археологический институт, которого главным секретарем Б. состоял до конца своего пребывания в Риме. Он руководил постройкой музея для Археологического института на Капитолии и госпиталя для немецких художников и ученых, проживающих в Риме, так называемой Casa Tarpea. С 1827 г. Б., по поручению конференции европейских посланников в Риме, составил проект реформы, известной под названием: "Memorandum del Maggio, 1832" и имевшей своим последствием знаменитое "Breve" папы Льва XII о смешанных браках. В 1837 году, после ареста кельнского архиепископа, Б. пробовал было придти к мирному соглашению с папой; когда же это не удалось, он подал в отставку, которая ему и была дана под видом командировки в Англию. Возвратившись оттуда, Б. был одно время послом в Берне, затем вызван в Берлин и отправлен послом в Англию. Здесь Б. защищал энергично права Германии на Шлезвиг и Голштинию и написал по этому поводу: "Memoir on the constitutional rights of the Duchies of Schleswig and Holstein, presented to Viscount Palmerston 8 April 1848". В 1850 году, в качестве прусского уполномоченного, Бунзен протестовал против лондонского протокола, но в мае 1852 г. принужден был подписать этот договор. Так как его старания вовлечь Пруссию в союз западных держав против России не увенчались успехом, то он вышел в отставку и поселился в Шарлоттенбурге, близ Гейдельберга. По личному, однако ж, приглашению короля в 1857 г. Б. принял участие в собрании евангелического союза в Берлине и вскоре был назначен членом палаты господ. Ум. 28 мая 1860 года в Бонне. Наряду с политической деятельностью Бунзен работал непрерывно и как писатель. В своем "Die Verfassung der Kirche der Zukunft" (Гамб., 1845) он впервые начал развивать идеи, которые затем отделили его так резко от прежних его религиозных убеждений. Все усиливающаяся вражда между католической и евангелической церковью отмечена у Б. в сочинении: "Zeichen der Zeit" (2 т., Лейпц., 1855); затем последовало "Gott in der Geschichte, oder der Fortschritt des Glaubens" (3 т., Лейпц., 1857), переведенное на французский и английский языки и рассчитанное на 9 томов "Vollst?ndiges Bibelwerk f?r die Gemeinde", которое Б. считал главной задачей своей жизни; до его смерти однако ж вышло только 3 тома, а остальные обработаны по оставшемуся материалу Гольцманом и Кампфгаузеном (Лейпц., 1858—70). Результатом изучения египетских древностей было "Aegyptens Stelle in der Weltgeschichte" (5 т., Гота, 1844), составляющее эпоху в египтологии.Ср. "A memoir of Baron В." (2 т., Лонд.), издание вдовы Б., и "Aus dem Briefwechsel Friedrich Wilhelms IV mit B." (Лейпц., 1873), изд. Л. Ранке.Сын его, Георг Б. (род. в 1824), — немецкий парламентский деятель, образование получил в Шульпфорте и в университетах Боннском и Берлинском. В 1867—79 г. состоял членом прусской палаты депутатов; с 1867 г. — депутатом северогерманского, а впоследствии германского рейхстага. В 1881 г. он разошелся с национально-либеральной партией и присоединился к сецессионистам, а в 1884 г. к свободомыслящей партии. Принимал деятельное участие в комиссиях бюджетной и по народному образованию. Б. известен так же как деятельный член и председатель многих благотворительных и имеющих целью содействовать народной промышленности обществ.
Значение БУНЗЕН ХРИСТИАН-КАРЛ-ИОЗИАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БУНЗЕН ХРИСТИАН-КАРЛ-ИОЗИАС
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012