профессор архитектуры Имп. Академии художеств, старший брат Карла Павловича Б. (см. соотв. статью), род. в СПб. 29 ноября 1798 г.; оба брата в 1809 году были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенною любовью А. Б. изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с А. Н. Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпею, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г. 1827 г. Б. провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Б. ездил в Англию, Шартр и др. места, а в 1829 г. возвратился в С.-Петербург. "Помпейские термы" доставили Б. звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге. Весьма плодотворная архитектурная деятельность Б. выразилась в постройке в С.-Петербурге и др. местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении по Высочайшему повелению на Пулковской горе Обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба на Дворцовой площади, в СПб. Блестящий талант Б. выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 и в постройке здесь Экзерциргауза. Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Б. с большим вкусом. Вскоре Б. поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы Е. И. В. вел. князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Б. построил Михайловский театр в СПб. (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке. В 1832 г. Б. составил проект лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории. Б. был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, Б. написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Федоровны — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в СПб. Б. выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. 15 января 1871 г. Академия художеств праздновала 50-летний юбилей плодотворной деятельности Александра Павловича. Юбилей этот, доказавший глубокое уважение к талантливому профессору многочисленных учеников его и почитателей, увековечен медалью, на сторонах которой изображена Пулковская обсерватория и ее строитель. Через 6 лет, 9 января 1877 г., Б. скончался, имея от роду 78 лет.
Значение БРЮЛЛОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БРЮЛЛОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012