Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленныеего предки были французы, но отец - немец с французской фамилиейBrulleau; который был скульптор резчик и живописец миниатюр. Сын уже смалых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первыеуроки в этом искусстве от отца. Десяти лет, Карл был отдан в Академиюхудожеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании; но былслаб в науках, которых преподавание в то время велось в Академии. Что жекасается искусств, то в этом отношении Б. во все время пребывания вакадемии считался первым между сверстниками; его наставниками были А.Иванов (Старший), А. Егоров и В. Шебуев. В 1821 г. молодой Б. получилзолотую медаль за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дубаМамврийского", и вместе с тем право на отправку заграницу на казенныйсчет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художникибыли отправляемы заграницу лишь спустя три года по окончании ими курса вакадемии. Общество поощрения художников пришло на помощь молодому Б.,постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свойсчет заграницу, что и было сделано в 1822 г. По высочайшему повелению ондолжен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова. В то время русскиехудожники проводили значительную часть своей жизни заграницей,обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин ужетри года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожилзаграницею 11 лет, Б. - 13, а Бруни и гораздо более. Первое времяпребывания своего в Италии Б. писал картины из римской жизни; междупрочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названием:"Утро и Полдень", и скопировал для петербургской Академии художеств"Афинскую школу" Рафаэля. Лучшее и колоссальное его произведение:"Последний день Помпеи" было написано в промежуток времени 1830 - 33года по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела фурор и вчесть ее был устроен настоящий триумф. Потом она была выставлена вПариже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большимодобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую гравюручерной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834г. и была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какойдостигали лишь лучшие произведения лучших художников прежнего и новоговремени. Когда в 1836 г. Б. возвратился в Петербург, совершив из Италиипутешествие чрез Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда вМоскву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в недрах Академии,члены которой устроили ему торжественный обед в той самой зале, где былавыставлена его знаменитая картина. Впоследствии, когда наступила порапреобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведениеБ., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных чертчеловеческих страстей, которые бы соответствовали событию; но пора этойвторой крайности тоже миновала. "Последний день Помпеи" (в русской школеЭрмитажа), как и "Медный змий" Бруни, составили эпоху в русскойживописи. Картина Б. получила широкую известность и в тех местах, гдеона никогда не была видана, благодаря прекрасной большой гравюре, окоторой было упомянуто выше. один петербургский художник писал маслянымикрасками с "Посл. дня Помпеи"в уменьшенном виде много раз и темсуществовал несколько лет. Из других больших произведений Б.:"Распятие", находится в Петропавловской лютеранской церкви в Петербурге.Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавшийпри этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении отискусства своего ученика, воскликнул: "Карл, ты кистью Бога хвалишь!" ВКазанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.:"Взятие Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери" -Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Васина. В Сергиевской пустыни(близ Петербурга) "Св. Троица" - Б. Кроме того, он написал несколькообразов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во гробе" (вдомовой церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной живописи вИсаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно - плафон, двенадцатьфигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочиненыи нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаныБасиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная Басиным, изображаетмолящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и св. ИоанномБогословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии. Поисторической живописи Б., кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще"Смерть Инесы де Кастро", и "Осаду Пскова" (оставшуюся только начатою);обе картины находятся в Академии художеств. Он сделал также эскизкартины: "Нашествие Гензериха на Рим". Большая часть фигур егоисторических картин изображены им в сильном движении и в техническомисполнении видны скорость и решительность. Б. был сильный колорист ипревосходный рисовальщик; в последнем отношении - благодаря своимучителям, профессорам Академии, и требовательности отца, заставлявшегоего многократно рисовать с античных статуй. В картинах неисторическогосодержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионеи Диане, также в бытовых итальянских, но в других - покой. Б. был такжезамечательным портретистом; из произведений этого рода упомянем пропортреты: кн. А. Голицына во весь рост (гравирован на стали Ройтом),герцога М. Лейхтенбергского и собственный портрет художника, писанный имво время болезни, - в особенности последний. Этот портрет быллитографирован Тиммом в его русском "Художественном Листке"; но болеезамечательна гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным. Б.писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом.Сюжеты акварели были жанровые, но Б. иногда унижался и до грубоэротических произведений. Болезнь заставила Б. в 1849 г. отправиться длялечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герц. М.Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове восстановило было его силы,но с приездом в Италию, он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбищеМонтеТестаччио в Риме. Б. при жизни имел, конечно, обширнейшиезнакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близокон был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В.Самойлову. В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большуюили меньшую известность. Федотов - жанрист-сатирик, ничем не похожий насвоего учителя; Петровский, умерший почти в начале своегохудожественного поприща; Моллер - автор картин "Поцелуй" и "ПроповедьИоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит свечу передобразом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна, читающая свое письмо кОнегину"), известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б.,несмотря на силу своего таланта, не создал школы. Было упомянуто опортрете Б., писанном им самим; в "Последнем дне Помпеи" он изобразилсебя на втором плане в виде художника; в Академии художеств в Петербургенаходится гипсовый снимок с бюста Б., работы И. Витали. Несмотря накрупную художественную личность Б., его полная биография не написана иточная оценка его значения для русского искусства еще не сделана.Критич. этюд Стасова о Б. ("Рус. Вест.", 1861), во многих отношениях длянего неблагоприятный, недостаточно определяет его значение. Однако, надопризнать, что результаты художественной деятельности Б. не находятся всоответствии с его большим талантом. Ф. Петрушевский.
Значение слова БРЮЛЛОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БРЮЛЛОВ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012