Значение слова БРУНО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БРУНО

Бруно (Джордано Bruno) - итальян. философ. род. в Ноле в 1543, в 1563вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительнопресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлек на себяподозрения в еретичестве, принужден был бежать и в 1576 г. покинулИталию. С этих пор он скитался по Европе: в 1577 был в Женеве, оттудаотправился в Тулузу, где читал публичные лекции о книге Аристотеля "Deanima", а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге РаймундаЛюлля "Великое искусство"; этим двум предметам посвящено и значительноечисло его сочинений. Его споры со сторонниками Аристотеля принудили егопокинуть Париж и он в 1583 г. отправился в Лондон, где оставался впродолжение двух лет. Здесь он жил под покровительством французскогопосланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера и написал свои главнейшиепроизведения; в 1585 г. снова отправился в Париж, а в следующем году вМарбург, где ему запрещено было читать лекции, вследствие чего онпереехал в Виттенберг, где в 1586 - 88 гг. читал лекции и при своемотъезде произнес горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Б. жилв Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе и в 1592 г.возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе,никем не беспокоимый. Но 22 мая 1592 г. он был схвачен инквизицией вВенеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнеготюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своихучений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на Кампо деи Фиори, как еретик инарушитель монашеского обета. Мужественно заявил Б. своим судьям,подобно Сократу, что им приходится с большим страхом встретить свойприговор, чем самому осужденному. Освобожденная Италия (1865) поспешилавоздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли иисследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на тойсамой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет томуназад позорно предала его казни. Сочинения Д. Б., из которых главнейшие написаны на его родном языке,обнаруживают ум твердый, смелый, впечатлительный, способный к сильномуодушевлению, но тщетно стремящийся достигнуть ясности. Его "Cena delleceneri" (речи в среду на первой неделе Великого поста) являютсяапологией Коперниковской астрономии; "Spaccio della bestia trionfante"(Париж, 1584) представляет собою написанную в духе того времени довольнотяжелую аллегорию, в которой он вместо звериных образов переносит нанебо добродетели и делает сатирические замечания насчет современников. В"Cabala del cavallo Pegaseo coll'aggiunta dell'asino Cillenico" (Пар.,1585) он иронически восхваляет счастье невежества. Стихотворение,изданное им под заглавием "Degli eroici furori" (Париж, 1585),прославляет божественную любовь к истине. Несколько ранее (1582) оннаписал сатирическую комедию "Il candelajo". Главнейшие произведения Б.относятся к метафизике и из них особенно замечательны: "Della causa,principio ed uno" (Венеция, 1584); "Del infinito universo e mondi"(Венеция, 1584) и стихотворение "De innumerabilibus, immenso etinfigurabili, s. do universo et mundis" (вместе с сочинением "De monade,numero et figura", Франкф., 1591). Заслуга Б. состоит в том, что онвпервые стал защищать философские выводы из системы Коперника,беспощадно полемизируя против учения схоластической метафизики оцентральном положении земли. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания,он защищал идею единства, и внутренней связи всех вещей, как противэмпирического ограничения познавательной способности человека, так ипротив догматики схоластиков Аристотелевой системы. Его учениеоставалось почти незамеченным, пока не обратили на него внимания Ф. Г.Якоби в своих "Briefen uber die Lehre des Spinoza", в которых он сделализвлечения из главнейших сочинений Б., а за ним Шеллинг в своем диалогео мировой душе, озаглавленном "Bruno". Оригинальные издания сочинений Б.вообще редки; на итальянском языке они напечатаны Вагнером в "Opere diGiordaпо В." (2 т., Лейпциг, 1830), с биографическим введением, и П.де-Логардом (Геттинген, 1888 - 89): на латинском языке их собрал отчастиГефрёрер (т. 1 и 2, Штутг., 1834 - 36); сочинение "De umbris idearum"издал Туджини (Берлин, 1868). Ср. Bartolomes "Jordano В. de Nola" (2 т., Париж, 1846); Clemens,"Giordano В. und Nicol. von Cusa" (Бонн, 1847); Carriere,"Die philos.Weltanschauung der Reformationszeit" (Штутг., 1847) Scartazzini,"Giordano В." (Биль, 1867); Верти, "Vita di Giordano B. da Nola" (Флор.,1868); Wernekke, "Giordano B.-s Polemik gegen die AristotelischeKosmologie" (Дрезден, 1871); A. Colocci, "Giordano B. Cenni biograficicon documenti" (Рим, 1876); Hartung, "Grundlinieu einer Ethik beiGiordano В." (Лейпц., 1879);Sigwart, "Die Lebensgeschichte Giordano B."(Тюб., 1880); Barti, "Documenti intorno a G. В." (Флор., 1880);Brunnhofer, "G. B. Weltanschaung und Verhangniss" (Лейпц., 1883):Plumptree, "Life and Works of Giordano B." (Лонд., 3 т., 1884). Н. Я.Грот, "Джордано Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); Э. Л. Радлов в "Русск.Обозр." 1890.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.