Значение слова БАРМЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БАРМЫ

под Б. обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Лучшим образцом их являются те, которые были найдены президентом Императорской академии художеств Олениным в 1822 г., близ села Старая Рязань. Состоят они из 11 запон, сделанных из чистого золота (запоны обыкновенно нашивались на глазет) и украшенных по краям драгоценными камнями и мелким жемчугом, нанизанным на золотой проволоке. Все остальное пространство запон занято изображениями: на первой лицевой запоне изображено мусиею с золотой прорезкой распятие Спасителя с предстоящими у креста Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По обе стороны — надпись по-греч. ???? ? ???? ??? — се сын твой, ???? ? ???? ??? — се мать твоя. Над крестом изображены херувимы. На второй лицевой запоне изображена финифтяной мусиею Божия Матерь, с греческой надписью: ?? ??. На других 4-х запонах изображены: Св. Ирина, великомученица Варвара и лики святых в царской одежде и с крестом в руках, по предположению Оленина — Бориса и Глеба.Остальные 5 запон меньшей величины с одними украшениями из драгоценных камней. Кроме золотых Б. были еще, как видно из описей Большой Казны, шитые Б., на которых изображения Иисуса с предстоящими и святых вышивались по темно-фиолетовому ("таусинному") атласу, а кайма между изображениями унизывалась жемчугом с золотыми и серебряными украшениями.В наших памятниках Б. постоянно называется диадимой и ожерельем. Как оплечья или наплечники они и действительно составляют один из видов ожерелья; но соответствовали ли они понятию диадимы, которое им придали наши дьяки, сказать трудно, так как диадима едва ли имела какое-либо другое значение у греческих писателей, кроме значения головной повязки. Впервые в наших старинных актах слово бармы встречается в душевной грамоте Иоанна Калиты; к тому времени, вероятно, установилась не только форма их, но и самые украшения (изображения святых), благодаря которым они получили символическое значение и назывались святыми бармами, почитаемыми наравне с иконами.Известны же они были на Руси под именем оплечий значительно раньше. По преданию, их впервые прислали из Византии (Алексей Комнен) для Владимира Мономаха; но первое летописное известие о них встречается под 1216 г., где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями, а также, вероятно (по предположению гр. А. Уварова), и сановными лицами.Об употреблении или, вернее, о назначении Б. почти ничего не известно; вероятно, они употреблялись при разного рода торжественных выходах князей. После венчания Владимира Всеволодовича Б. как необходимые регалии впервые упоминаются при короновании в 1498 году, когда они были возложены на Дмитрия, внука Иоанна III. Затем, начиная с Иоанна IV, они постоянно употреблялись при короновании вплоть до начала XVIII в., когда все драгоценные царские одежды с бармами и золотой цепью заменила императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а шапку, или венец Мономахов, — императорская корона. Накануне венчания Б. выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор, где они лежали в алтаре на золотом блюде до времени венчания. После того, как на "поставляемого" был возлагаем животворящий крест, митрополит посылал двух архимандритов и игумена (иногда и двух) за бармами, которые последними передавались епископам (3), подносившим их митрополиту. Тот после трех поклонов и целования, ознаменовав ими царя, возлагал на него, благословляя крестом (в 1498 г. сам Иоанн возложил их на Дмитрия). После возложения Б. постоянно следовало возложение венца.В своем завещании Иоанн Калита отказывает Б. младшим сыновьям, а золотую шапку — старшему, но начиная с Иоанна II Б. постоянно находятся в числе вещей, завещаемых старшему сыну.В Византии, откуда перешел к нам обычай носить оплечья — Б., до Х в. нет никаких ясных следов употребления их или им подобных украшений. Такое украшение впервые встречается на монетах Никифора II Фоки (963—969) в виде небольшого шейного ожерелья, украшенного жемчугом. При императоре Константине XI Багрянородном оплечье получает совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принимает вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянется ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений. Преемники Багрянородного до Алексея Комнена не делали в этом украшении никаких перемен, за исключением новых нашивок из жемчужных нитей или других драгоценных камней. Алексей Комнен (1081—1118 гг.) ввел существенное изменение в украшении оплечья. При нем оплечья делались из золотой парчи с двумя рядами жемчуга и драгоценными камнями; пространство между обеими каймами занимали четыре больших кружка, или бляхи, которые у нас стали называть "запонами". В царствование Алексея Комнена, вероятно, окончательно и была установлена форма оплечий, и они сделались с тех пор неотъемлемой принадлежностью царского наряда. Впоследствии увеличилось только число запон, разукрашиваемых изображениями святых, и их величина, а также количество и величина драгоценных камней.Что же касается самого слова "бармы", то ни происхождение его, ни значение точно не определены до сих пор. Еще в 1807 году автор исторического описания древнего Российского музея, или Оружейной палаты, в ст. V, производил его от греческого слова ?????? — тяжесть; но впоследствии Оленин предложил свою догадку, казавшуюся ему более правдоподобной, чем предыдущая — именно, слово "бармы" производить или от греч. ?????? — щит круглой формы, или от персидского "берме", что значит — "охранение, защита, ограждение".В значении "ризы священника" слово Б. сохранилось и до настоящего времени в Смоленской губ., но только в един. ч., в форме "барма", и в форме "барама" — оплечье архиерейской ризы в Рязанской губернии.Литература: "Древности государства Российского"; "Древности русские" (под ред. Прохорова, т. III, 1876); Оленина, "Рязанские русские древности" (Спб., 1831); Савваитов, "Описание царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора" (Спб., 1865 г.); гр. А. Уварова, "Суздальское оплечье" (в "Трудах Москов. Археол. общ.", т. V, 1885 г.); Горсий, "О священнодействии венчания и помазания царей на царство" (Москва, 1882 г.); Соловьев, "История России" (IV).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.