(по-ирландски bard, по-кимврски bardh) — так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянам славян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати под аккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служили герольдами и посредниками у князей. У галлов Б. исчезают довольно рано; дольше держались они в Валлисе, Ирландии и Шотландии. Б. повсеместно образовали наследственные цехи, которые были организованы наподобие ордена и имели значительное влияние на народ и князей. Певец был у кельтов, так же как и у германцев, выразителем народных дум, носителем всх его исторических преданий. Привилегии и вольности Б. были в 940 г. сильно ограничены в Валлисе, весь же орден в 1078 г. был реформирован и переустроен Грифитом-ап-Конаном.От времени до времени назначались большие состязания в пении и поэзии, т. наз. "Эйстедфоды", причем судьи назначались от короля. Хотя с покорением Валлиса Эдуардом I (1282) Б. и потеряли свои преимущества и даже подверглись преследованию, но они продолжали существовать еще долгое время, и названные выше "Эйстедфоды" с согласия английских королей устраивались вплоть до Елизаветы. В новейшее время благодаря возродившейся любви к древненациональному кельтическому эпосу образовалось несколько обществ, или ферейнов, которые возобновили Эйстедфоды. Усердию этих последних, а также патриотизму отдельных лиц наука обязана не только основательным исследованием истории кимврских бардов, но и собранием оставшихся от них песен. См. Вальтера, "Das alte Wales" (Бонн, 1859).В Ирландии наследственный цех бардов после своего образования распался на три различные части. Огражденные многими привилегиями, Б. со временем приобрели настолько обширные поземельные владения и присвоили себе такое высокое положение, что неоднократно вызывали против себя неудовольствие народа, доходившее иногда до изгнания их из известных местностей. Искусство Б. играть на арфе было в то время всеми признаваемо. Сохранились и доныне многочисленные остатки ирландской поэзии Б. (напр., фенианские песни). После покорения Ирландии Генрихом II цех Б. начал падать. Но Б. оставались еще в знатных ирландских семьях. Их песни, исторические сказания содействовали сохранению любви к отечеству ирландцев. Это обстоятельство именно и служило поводом к неоднократным мероприятиям против ирландских бардов и певцов со стороны английских властителей, как, напр., Генриха VI и VII. Елизавета даже повелела вешать всех пойманных менестрелей, так как их песни возбуждали народ к восстанию и к другим преступлениям. Битва при Боине послужила к окончательному уничтожению бардов. Последним ирландским бардом считается Турлоу О'Каролан, род. 1670 г., ум. 1738 г. См. Иосиф Купер Валькер, "Memoire of the Irish bards" (Лонд., 1786). Приблизительно такую же организацию имел орден бардов и в Шотландии, или Каледонии. Здесь он продержался до 1748 года.Древним германцам было неизвестно слово Б., хотя многие, и в особенности поэты, часто говорят о Б. древних германцев. Клопшток и его последователи этою фикциею старались оправдать свои реформаторские стремления в немецкой поэзии. Так, основываясь исключительно на одном только месте в "Germania" Тацита, где в рукописях слово "baritus" (призыв к боевому ключу) было неверно прочитано за "barditus", и этому слову ошибочно придали значение боевой песни. Клопшток назвал бардитами (Bardiet) свои религиозные воинственные песни, сочиненные в духе "песней бардов", а также боевые песни в древнегерманском вкусе. Немецкие поэты во время Клопштока особенно любили писать "бардиты", подражая в них большею частью чувствительной мягкости Оссиана, чаще же всего их песни вырождались в безвкусный набор пустых слов, осмеянный еще Лихтенбергом, Гёльти и другими. Свои три национальные драмы, "Die Hermannsschlacht", "Hermann und die F?rsten" и "Hermanns Tod", Клопшток тоже назвал бардитами. Денис и Герстенберг придавали бардитам лирическую форму, а Кречман — эпическую. Таким же образом Клопшток ввел в употребление кельтское слово бардалы на место Lerche (жаворонок), которым позднее и Баумштарк, и Вальдбрюль называли сборники народных песен.
Значение слова БАРДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое БАРДЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012