I
(Николай Дмитриевич) — беллетрист и критик; род. в Петербурге 3 дек. 1819 г., воспитание получил в Царскосельском лицее, по окончании которого в 1839 г. поступил на службу в военное министерство, но в 1845 г. вышел в отставку. В середине сороковых годов посещал одно время Петерб. университет и изучал также живопись в Академии художеств, Первым его литературным произведением была повесть: "Двойник", которую он, под псевдонимом Чернова, поместил в "Отеч. Записках" (1850 г., № 1). За ней последовал ряд романов и повестей, из которых заслуживают упоминания: "Чужое имя" ("Русск. Вест.", 1861 г., т. 31, 32, 34, 35), "Мудреное дело" (СПб., 1864), "Граждане леса" ("Всем. Труд", 1867, № 4 — 6), "Мандарин" (СПб., 1870), "Конец с красной меткой" ("Вест. Евр.", 1889, № 8). В своих романах и повестях А. стремится доставить читателю интересное и занимательное чтение, и потому они отличаются фантастичностью сюжета, живостью рассказа и необычайными положениями героев. Из его критических статей лучшей считается "Порабощение искусства" ("Отеч. Зап.", 1857 № 7), в которой он является поборником чистого искусства и врагом тенденции в искусстве. Также обратил на себя внимание его разбор "Обломова" Гончарова ("Русский Вест.", 1860, № 1), так что Академия наук поручила ему дать отзыв о "Горькой Судьбине", представленной Писемским на соискание Уваровской премии (4 присуждение Уваровской премии, 1860). Ему принадлежат еще критические статьи о "Преступлении и наказании" Достоевского ("Всем. Труд", 1867, № 3), "Об основных началах психологии" Спенсера (т. ж., № 10), "О Войне и Мире" Толстого (т. ж., 1868 № 4 и 1869, № 3) и др. Он писал еще о "Задачах русской живописи", "Об идеале в области пластических искусств" и т. п. ("Вест. изящных искусств"). II (Николай Дмитриевич, дополнение к статье)
русский беллетрист и критик; † 1893 г.