Значение слова АРИСТОВУЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

АРИСТОВУЛ

I

александрийский еврей при Птоломее VII Филометре, около 175 до Р. Х., называемый в 2 Макк. (I, 10) учителем Птоломея IX. Его сочинение на греческом языке "?????????" (аллегорическое толкование Пятикнижия), о котором часто упоминают Климент Александрийский и Евсевий, дошло до нас лишь в виде немногих отрывков, содержащих в себе цитаты из древнейших греческих поэтов: Лина, Музея, Орфея, Гомера и Гесиода. Так как в этих цитатах о божестве говорится далеко не в античном греческом духе, а выражениями Ветхого Завета, то их надо признать за подделку. Новейшие исследования сделали вероятным, что они написаны позже, совершенно неизвестным автором, задавшимся целью доказать, что Ветхий Завет был знаком уже упомянутым греческим поэтам, которые в нем именно черпали свою высшую мудрость. Возможно, что имя А. выставлено в заголовке единственно с тем, чтобы доставить книге лучший прием и вернее достигнуть цели — внушения грекам высокого мнения о Ветхом Завете. Ср. Валькенеер, "Diatribe de Aristobulo Judaeo" (Лейд., 1806). II

имя нескольких деятелей последнего периода Иудейской истории. 1) А., сын Иоанна Гиркана, получил титул царя после смерти своего отца (105 г. до Р. Хр.), хотя по воле последнего правление было предоставлено его матери. Он умертвил как свою мать, так и братьев, чтобы упрочить свою власть на престоле, но вскоре умер (104 г.), пораженный угрызениями совести. 2) А., младший сын Александра Ианнея и Александры, принудивший своего старшего брата, Гиркана, отказаться от короны и первосвященства в его пользу (69 г. до Р. Хр.). Гиркан бежал в Каменистую Аравию, царь которой, Арета, произвел нашествие на Иудею и осадил Иерусалим (65 г. до Р. Хр.). А. удалось прогнать его из Иудеи с помощью римлян, но он не умел поладить с своими союзниками. Помпей взял Иерусалим и привез А. в качестве пленника в Рим. А. бежал в Иудею и начал войну против римлян, но был разбит Габинием и во второй раз отправлен в Рим. Юлий Цезарь освободил его (в 49 г.) и послал в Иудею, со внушением действовать в его пользу против Помпея. А. умер в дороге, отравленный шпионами Помпея. 3) А., сын Ирода Великого и Мариамны, получил воспитание в Риме, вместе с братом Александром. Возбудив подозрения отца, оба брата вели жалкую жизнь и дважды призывали на защиту к себе иноземцев — сначала имп. Августа, затем царя Архелая Каппадокийского, тестя Александра. По приказанию отца оба брата задушены были в Севастии, в 7-м г. до Р. Хр. 4) А., сын Ирода, царя халкидского, правнук Ирода Великого; был сделан царем Малой Армении в 55 г. по Р. Хр., Великой Армении в 61 г. и Халкиды в 52 г. Был женат на Саломии, дочери Иродиады.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.