Значение VETO \ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

VETO \

(старопольское)так назывался в польском государственном праве обычай, требовавший полного единогласия в решениях сеймов и сеймиков. Единогласие как принцип государственного устройства не было исключительной принадлежностью польского строя: оно существовало у всех славян, в том числе и у русских, проявляясь в способе решения дел на древнем вече. Но только в Польше этот принцип достиг полного своего развития, сохранился и в позднейшее время и, воплотившись в строгую форму, оказал могущественное влияние на весь ход государственной жизни. Речь Посполитая конца XVI и начала XVII в. понималась не как одно государство, а как союз, федерация нескольких отдельных государств, представляемых воеводствами. Сообразно этому и высшее политическое учреждение страны — сейм — являлось не представительным учреждением в современном значении этого слова, а своего рода конгрессом, собранием уполномоченных отдельными государствами посланников. Такие посланники, "сеймовые послы", являлись лишь выразителями воли своих избирателей и должны были действовать в строгом согласии с данными им инструкциями. Но и сейм в целом своем составе не мог насиловать волю отдельных воеводств, навязывать им законы и постановления, так как они были свободными членами государственного союза и для них было обязательно лишь то, что они приняли по добровольному согласию. Исходя из такой точки зрения, меньшинство сеймовых послов уже с начала XVI в. протестовало по временам против решений большинства, тем самым уничтожая их; первый случай такого "срывания" сейма меньшинством относится к 1536 г. В 1589 г. единогласие было окончательно признано неизбежным условием всякого сеймового решения. Это постановление уничтожило в корне всякие попытки к реформе государственных отношений, так как меньшинство, интересы которого эта реформа задела бы, могло, несмотря на свою незначительность, воспрепятствовать ей, пользуясь правом lib. veto. Последнее не остановилось, однако, и на этой степени развития, но пошло далее, распространившись на всякого отдельного сеймового посла. Первый случай такого применения его был в 1652 г., когда упитский посол Сицинский по наущению Януша Радзивилла прервал совещания сейма заявлением торжественного протеста и покинул зал заседаний, а остальные послы признали законность такого поступка и прервали течение сейма. С той поры случаи срывания сейма протестом одного посла стали часто повторяться, причем такой протест не только уничтожал собой то решение сейма, против которого было направлено посольское "nie pozwalam" (не дозволяю), не только прекращал дальнейшие заседания сейма, но и обращал в ничто все принятые уже раньше постановления, так как все решения сейма должны были составлять как бы один закон. Задача срывания сейма, кому-либо неприятного, теперь значительно упростилась. За отдельными людьми, срывавшими сейм, обыкновенно стояло меньшинство, более или менее сильное, склонявшее их к такому шагу подкупом или увещеваниями, но не желавшее выступить открыто. Помимо того, теперь и для иностранных держав открылся легкий путь вмешательства во внутренние дела польского государства и предупреждения реформ с помощью подкупа отдельных послов. Кроме срывания сейма, возможна была для отдельного посла и временная приостановка сеймовых заседаний, раз он находил в них что-либо неправильным или хотел непременно добиться решения вопроса, который сейм откладывал. Для этого употреблялась формула: sisto activitatem. Благодаря всему этому правильная государственная и законодательная деятельность сейма сделалась совершенно невозможной. За время с 1652 по 1764 г. из 55 сеймов лишь 7 благополучно доведены были до конца, а 48 были сорваны. С 1666 же года lib. veto распространилось и на воеводские сеймики, где им мог пользоваться уже всякий шляхтич. Шляхта видела в этом праве величайшую гарантию своей политической свободы, "зеницу шляхетской вольности"; на деле же lib. veto препятствовало нормальному ходу всего государственного организма. Поэтому более проницательные люди стали стремиться к его уничтожению, и особенно сильный толчок в этом смысле дан был в XVIII столетии пиаром Конарским в его сочинении "О skutecznym rad sposobie". С того времени уничтожение lib. veto сделалось одним из положений программы прогрессивной партии в Польше; но проведение его на практике встречало крайне серьезные затруднения. Первое ограничение lib. veto было произведено на сейме 1768 г., когда все дела, подлежащие решению сейма, были разделены на экономические и государственные и первые должны были решаться большинством голосов, а вторые — единогласно. Но под именем государственных дел были, кроме изменения государственных законов, объединены и всякие изменения в управлении — вопросы о повышении податей, об увеличении войска, о сношениях с иностранными державами, о созыве посполитого рушения, так что только второстепенные вопросы государственного хозяйства были изъяты из-под действия l. veto. Конституция 3 мая 1791 г. уничтожила право lib. veto; но это именно и послужило главным поводом для консерваторов нападать на нее и вооружать против нее шляхту во имя защиты поруганной "свободы". Тарговицкая конфедерация, достигнув власти, восстановила liber. veto, и оно окончательно исчезло лишь с падением самостоятельности Речи Посполитой. Нужно прибавить, однако, что в последний период ее существования, за 1764—1794 гг., когда стали проявляться стремления к реформе, l. veto сохранялось более в принципе, на практике же не применялось. Ср. Н. Кареев, "Исторический очерк польского сейма".В. Мякотин.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.