Под именем О. operatum в римской церкви разумеется учение о спасительном действии таинств даже на недостойно или, что то же, на пассивно принимающих их (opus operatum, id est passive operatum — определение триентского собора). По мнению католических богословов, таинство есть проводник или, точнее, канал, из которого христианин почерпает благодать, помимо всякого со своей стороны содействия или сочувствия. Для того, чтобы то или другое таинство благотворно подействовало на человека, требуются только известные внешние условия — произнесение известных слов и т. д. Человек может даже не веровать в таинство, к которому приступает, может совершенно равнодушно относиться к нему — и все-таки получить спасающую благодать. Первый, высказавший мысль об О. operatum, был Альберт Великий; его мысль развивали Фома Аквинат, Бонавентура и особенно Дунс Скот. Триентский собор возвел О. operatum на степень догмата. Ср. Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891) и И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889).
Значение OPUS OPERATUM в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое OPUS OPERATUM
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012