римское юридическое выражение, означавшее умаление правоспособности римского гражданина в зависимости от изменения его состояния (status). Изменение в семейном положении (stains familiae), т. е. выход из семьи и вступление лица, до того не стоявшего под семейной властью (sui juris), в чужую семью путем усыновления со стороны домовладыки этой семьи, — влекло за собой С. deminutio minima, т. е. меньшую степень умаления личной правоспособности. Потеря римского гражданства (status civitatis), имевшая место, например, в случае изгнания из Рима, выдачи головой по началам международного права, дезертирства или ухода в римскую колонию — считалась С. deminutio media, средним умалением правоспособности. Наконец, полная потеря свободы (st. libertatis), наступавшая вследствие плена, продажи в рабство за границу за долги или со стороны государства, присуждения к смерти или позорным наказаниям, неблагодарности вольноотпущенного по отношению к своему патрону, продолжительного сожития свободнорожденной римлянки с чужим рабом и т. п. — вела к С. deminutio maxima, высшей степени умаления. При С. deminutio minima лицо, теряя все связи со старой семьей и все права, соединенные с принадлежностью к ней, сохраняло, однако, брачную связь с женой и когнатические отношения и приобретало в случае перехода в новую семью все права, связанные с новыми семейными связями. Лицо sui juris теряло при вступлении в чужую семью личные и имущественные права самостоятельного человека: способность приобретать права для себя и делать долги и завещания. Его прежнее имущество переходило к новому его главе, а долги уничтожались. Лишь позднее претор обезличил право кредиторов, дозволив взыскание долгов при вступлении в новую семью путем фикции: si capite minutus non esset. Некоторые видоизменения сделал и Юстиниан. При С. deminutio media терялись гражданские права римского гражданина, становилось, след., невозможно пользование сделками по jus civile, строгому римскому праву: брак сохранял свою силу, но становился matrimonium non legitimum, квиритская собственность становилась бонитарной, если сохранялась за старым владельцем (в случае простого переселения), а не конфисковалась государством (в остальных случаях); долги уничтожались и кредиторы получали или право требования к фиску, продавшему имущество с публичного торга (в случаях конфискации), или missio in possessionem (в случае переселения); право делать завещания также уничтожалось. При С. deminutio maxima прекращались все права и обязанности подвергшегося ей лица, включая и брачные; она вполне уравнивалась со смертью (Capitis deminutio morti coaequatur). Только в случае возвращения из плена потерянные права могли быть возвращены так, как будто бы они никогда и не прекращались (по так назыв. jus postliminii; в интересах этого возвращения к имуществу военнопленного назначался администратор, управлявший им до возвращения или смерти хозяина). Смерть военнопленного сперва рассматривалась, как смерть раба; поэтому после него невозможно было наследование ни по закону, ни по завещанию (последнее считалось недействительным). Лишь путем так назыв. фикции legis Corneliae было достигнуто юридическое правило, в силу которого смерть в плену стала рассматриваться как смерть римского гражданина. Историческое происхождение понятия С. deminutio спорно. По-видимому, оно стояло в связи с цензом — поголовной переписью римских граждан, когда отмечалось личное и имущественное состояние лица и перемены, в нем происходившие. Мало-помалу эта перепись, имевшая государственные цели, сделалась и показателем гражданской правоспособности лиц. Ср. Муромцев, "Гражд. право древн. Рима" (§§ 7, 12 и 17); Kruger, "Geschichte d. C. d." (I, Бреславль, 1887).B. H.
Значение CAPITIS DEMINUTIO в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое CAPITIS DEMINUTIO
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012