- один из главных борцов пелагианства. Родиной Ю. была Апулия, к знатному роду которой он принадлежал. Его свадьба с Тицией, дочерью Эмилия, епископа беневентского (около 403 г.), была воспета св. Павлином, епископом польским. Получив хорошее классическое образование, Ю. основательно изучил Аристотелеву диалектику, которой он часто пользовался в своих сочинениях. В молодости он был посвящен в епископы Экланума, близ Беневента, и приобрел выдающееся значение, особенно благодаря своей широкой благотворительности. Как он перешел в пелагианство, мы не знаем. С 17 другими епископами Италии в 418 г. Ю. эдиктом императора Гонория и epistola tractatoria римского папы Зосимы был смещен с епископской должности и удален с родины. Тогда он, став во главе своих товарищей, начал ожесточенную борьбу с блаженным Августином, учению которого противопоставил собственную доктрину о создании Богом человека, о браке, законе, свободе воли и крещении. Когда его ранее написанное послание к Валерию вызвало ответ Августина, в сочинении: "De nuptiis et concupiscentia", Ю. в 419 г. написал 4 книги своего сочинения "Ad Turbantium", главной задачей которого было доказать естественную доброту человеческой природы, как следствие создания человека Богом. Так как вышеназванное сочинение Августина направлено было вместе с тем против брака, то Ю. написал главное свое сочинение - 8 книг к Флору, в котором изложил свои мысли по этому вопросу. Старания Флора и его товарищей при дворе императора Феодосия II о реабилитации Ю. остались без успеха. В Ефесе в 431 году Ю. был осужден. Геннадий относит его смерть ко времени Валентиниана III.
Ср. Bruckner, "Julian v. Eklanum, sein Leben und seine Lehre" (Лейпциг, 1897).
П. Гидулянов.