(Oesterley) ? два немецких живописца.
1) Карл Вильгельм Э. (1805?1891) ? прослушал курс теории и истории изящных искусств в геттингенском университете и, получив от него степень доктора этих наук, в 1824 г. отправился в Дрезден, где учился живописи у Маттеи и написал под его руководством свою первую большую картину: "Гец фон Берлихенген в гейльброннской темнице". После того провел два года (1827?28) в Италии, изучая старинных флорентийских мастеров, и по возвращении своем в Геттинген поступил в тамошний университет доцентом, в котором был потом экстраординарным (с 1831 г.) и ординарным (с 1842 г.) профессором истории искусства. В 1832 г. издал, вместе с К.-О. Мюллером, очень полезный в свое время увраж: "Denkm a ler der alten Kunst", в 1836 г. посетил Дюссельдорф и исполнил там картину "Дочь Иеффая", а затем, получив поручение украсить придворную церковь в Ганновере фреской "Воскресение Христово", пробыл некоторое время в Мюнхене для ознакомления своего с техникой фресковой живописи. В 1842 г. сделал поездку в Париж и в 1844 г. снова в Дюссельдорф, где написал лучшую из своих картин "Христос и Агасфер". Из прочих многочисленных произведений этого художника обдуманностью композиции, приятностью красок, тщательной законченностью и вообще характером своего исполнения напоминающих работы Шадова наиболее удачные ? "Христос благословляет детей" (1841), "Встреча Данте с Беатриче в Раю" (1845), "Ленора и ее мать, из баллады Бюргера" (1847), "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии" (1851; находится у А. Сомова, в СПб.), "Распятие" (1852, в церкви Лаккумского монастыря), "Мемлинк в госпитале в Брюгге" (1866) и картоны для расписных стекол в окна церкви Ганноверского дворца. В ряду портретных работ Э. заслуживают быть упомянутыми портреты Шлоссера, Гервинуса, ганноверского короля Эрнста-Августа и Агнессы Шуберт. Им исполнено 18 офортных гравюр различного содержания и 13 литографий на сюжеты из Шиллеровского "Вильгельма Теля".
2) Карл Август Генрих Э. ? сын и ученик предыдущего; род. в 1839 г.; посещал ганноверское политехническое училище и в 1857 г. поступил в дюссельдорфскую академию живописи, в которой пользовался руководством Дегера и под его смотрением написал две картины религиозного содержания. Отправившись в 1865 г. в Любек для копирования знаменитого складня Мемлинка в тамошнем соборе, прельстился окрестностями этого города и стал писать ландшафты и архитектурные виды с фигурами людей и животных. Из Любека сделал первую поездку свою в Норвегию, которую впоследствии посетил еще несколько раз. В настоящее время живет и трудится в Гамбурге, пользуясь репутацией отличного ландшафтиста, воспроизводящего поэтично природу любекских равнин и норвежских гор и фьордов.