(Stahl) ? германский юрист и политический деятель (1802?1861), еврейского происхождения, еще в молодости принявший лютеранство. Был профессором в Эрлангене, затем в Вюрцбурге, а с 1840 г. в Берлине. Первая его большая работа: "Ueber das altere ro mische Klagenrecht" (Мюнхен, 1827) сразу обратила на него внимание как на глубокого знатока права, тонкого диалектика и превосходного стилиста. Еще большую известность дала ему его "Philosophie des Rechts" (Гейдельберг, 1830?37; 5-е изд., Тюбинген, 1878). Содержание книги у же, чем ее заглавие; это почти исключительно история и догма учения о государстве, а не права вообще. Книга эта имела значение как наиболее крупная попытка создать научно-философское обоснование феодально-консервативных стремлений эпохи, наступившей после Венского конгресса. Ш. оригинально сочетал в ней пиетистический консерватизм с еврейским теократизмом. Он отправляется от "личности Бога, как принципа мира", и выводит из нее всю сферу как религии и нравственности, так и права и политики; мироправление Божье в человеческом роде осуществляется посредством человеческих учреждений, источник и основание которых лежит в воле Верховного Существа; действующий в этих учреждениях порядок ? есть право. Отсюда следует, что для сохранения и развития права необходим авторитет, который стоял бы выше людей и был бы посредником между ними и Божеством. Такой авторитет принадлежит монарху, управляющему милостью Божьей. "Не только государство вообще есть божеское повеление, но государственное устройство и определенные лица, составляющие правительство, имеют божескую санкцию". Из божественного полномочия монархической власти Ш. не выводит, однако, ее совершенной неограниченности; закон представляет грань, за которую монарх переходить не должен, но в "пределах закона власть его должна быть свободной; где не закон предписывает, а решают люди, там должен повелевать монарх". В виде "органа представительства и содействия" при нем должны состоять представители сословий, на которые расчленяется государство; но это представительство не должно стеснять власти, полученной по божественному уполномочию. Государство должно быть нравственным и религиозным; следовательно, церковь должна находиться в строгом и точном соответствии с государством. Все это здание сущего и долженствующего быть выводится Ш. дедуктивным путем из анализа "личности Бога, как принципа мира", и кое-где подтверждается ссылками на Священное Писание; но в сущности оно целиком получено из окружающей действительности. Ш. только облек в форму логических выводов политические идеалы и стремления тогдашних правящих сфер; именно эта сторона его книги, в связи с блестящим изложением, глубиной юридических и философских знаний и тонкостью аргументации, содействовала громкому успеху книги. "Autorit at, nicht Majorita t" ? этот принцип, именно так сформулированный Ш., был в высшей степени симпатичен и Фридриху-Вильгельму IV, и придворной аристократии. Поэтому "Philosophie des Rechts" проложила Ш. дорогу в берлинский университет, и в аристократические сферы, охотно простившие ему его еврейское происхождение, и в первую палату (палату господ) прусского ландтага, пожизненным членом которой он назначен в 1849 г., и в верховный церковный совет евангелической церкви, членом которого он был с 1852 г. В 1858 г., когда было учреждено регентство принца прусского и пало реакционное министерство Мантейфеля, Ш. должен был отказаться от последней должности. В палате господ Ш. до самой смерти был главой феодально-консервативной партии; он выступал с речами по самым разнообразным вопросам; так, он защищал отмену конституции 1848 г., боролся против отделения церкви от государства, против лаицизации школы, против допущения развода, отстаивал двухпалатную систему и палату господ в частности. После "Философии права" появились в свет следующие сочинения Ш.: "Die Kirchenverfassung nach Lehre und Recht der Protestanten" (Эрланген, 1840; 2-е изд., 1862); "Das monarchische Prinzip" (Гейдельберг, 1845; эта брошюра в своих существенных чертах включена в 3-е и последующие издания "Философии права"); "Der christliche Staat" (Б., 1847; 2 изд., 1858); "Die Revolution un d die Konstitutionelle Monarchie" (Б., 1848; 2 изд., 1849); "Was ist Revolution" (Б., 1852; 3 изд., 1853); "Der Protestantismus als politisches Prinzip" (Б., 1853; 3 изд., 1854). После смерти Ш. вышел в свет сборник избранных его речей: "Siebzehn parlament arische Reden und drei Vortra ge" (Б., 1862), а также "Die gegenw a rtigen Parteien in Staat und Kirche" (1862; 2 изд., 1868). Последнее сочинение является как бы завершением труда Ш. по философии права. Все существующие партии сводятся здесь к двум группам, сообразно с их отношением к принципам революции и легитимности; либерализм признается исчадием революции, равно как и социализм.
См. анонимную книгу: "Pernice, Savigny, Stahl" (Б., 1862).
В. Водовозов.