(Schraudolph) ? два немецких художника:
1) Иоганн Ш. (1808?1879) ? исторический живописец; получив образование в мюнхенской академии художеств под руководством Шлоттгауера, участвовал в исполнении фресок Корнелиуса в мюнхенской глиптотеке, потом помогал Г. Гессу в его работах по украшению живописью тамошних придворной капеллы Всех Святых и базилики, и в 1846?53 гг. украсил шпейерский собор фресками собственного сочинения, составляющими главные и лучшие произведения его кисти (новозаветные сцены от "Явления Христа на проповедь" до "Сошествия Св. Духа на апостолов", эпизоды из житий Богородицы и св. Бернарда де Клерво, "Убиение св. Стефана каменьями", "Посвящение первых христианских диаконис папой Стефаном" и "Пленение папы Стефана в римских катакомбах"). Важнейшие из картин Ш., писанных масляными красками: "Руфь и Ноеминь", "Христос, исцеляющий больных" и "Чудесный лов рыбы апостолом Петром" находятся в мюнхенской Новой пинакотеке, "Рождество Христово" ? в тамошнем Максимилианеуме. Благородная простота композиции и искренность выраженного в ней религиозного чувства составляют главные достоинства всех произведений этого художника, напоминающих собой работы старинных итальянских мастеров, особенно Фра-Беато-Анджелико.
2) Клаудиус Ш. (1843?1891) ? исторический и жанровый живописец, сын и ученик предыдущего, помогавший ему в его работах по шпейерскому собору; вначале писал религиозные сюжеты, а потом стал изображать бытовые сцены. С 1883 г. и до конца своей жизни был директором штутгартского художественного училища. Из его картин, исполненных несколько сухо, но тщательно, в манере старинных немецких живописцев, и не лишенных поэтичности, особенно известны: "Девушка за фортепьяно", "Фауст на пасхальном гулянье", "Квартет на террасе, в Венеции" и "Dolce far niente". Он много рисовал иллюстраций для гравирования на дереве и занимался декоративной живописью.