Значение слова ШЕРР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ШЕРР

(Иоганн Scherr) ? выдающийся немецкий историк литературы, публицист, беллетрист и общественный деятель; род. 3 октября 1817 г. На его духовное развитие оказала сначала влияние его мать, а затем старший брат Томас, занимавшийся педагогической деятельностью в Винтертуре. 1837?40 гг. он провел в тюбингенском университете, где изучал, главным образом, филологию и историю. Литературная деятельность его в это время выразилась главным образом в содействии брату, писавшему книгу "Geschichte der religi o sen und politischen Ideen" (1840). Впоследствии Иоганн переработал самостоятельно это сочинение под новым заглавием "Geschichte der Religion" (1855). В 1843 г. Ш. женился на Сюзетте Кюблер, родом швейцарки, которая была его постоянной сотрудницей в его литературной деятельности до самой смерти ее (1873) и главным образом, благодаря ее знакомству со многими иностранными языками, при составлении им книг: "Bildersaal der Weltlitteratur" и "Allgemeine Geschichte der Litteratur". После издания им книги "Wurtemberg im Jahre 1843" Ш. был избран представителем Вюртемберга в палату депутатов, в которой явился горячим борцом за свободные учреждения. Во время революции 1848 г. он стоял во главе демократической партии. В речах, произнесенных им в 1848?50 гг., он отстаивал единство Германии. Участие его в одной народной сходке в Рейтлингере послужило поводом к осуждению его на 15-летнее заключение в смирительном доме. Он принужден был бежать в Швейцарию, где отдался всецело литературной деятельности до 1860 г., когда был приглашен в цюрихский политехникум в качестве профессора истории и истории литературы. В Цюрихе он остался до самой смерти, последовавшей 21 ноября 1886 г.

Литературная деятельность Ш. отличалась необыкновенной плодовитостью, которая особенно поражает, если принять во внимание, что он уже в юности ослеп на один глаз. Им написано несколько беллетристических произведений, множество исторических монографий и памфлетов и несколько больших сочинений по истории и истории литературы. Главнейшие беллетристические произведения Ш.: "Der Prophet von Florenz" (1845); "Die Waise von Wien" (1847); "Die Pilger der Wildniss" (1853); "Nemesis" (1854); "Die T ochter der Lust" (1855); "Schiller" (1854); "Michel, Geschichte eines Deutschen Unserer Zeit" (1858); "Rosi Zerflu h" (1860); "Die Beichte einer Frau" (1876); "Novellenbuch" (1873); "Historische Novellen" (1873); "Porkeles und Porkelessa" (1882) и др. Из них наиболее известны "Michel" (русский перевод, M., 1873) и "Rosi Zerfl u h". Все они отличаются некоторой сухостью и рассудочностью и в значительной мере уступают и по содержанию, и по изложению его ярко, может быть, даже слишком ярко написанным историческим сочинениям и памфлетам: "Ach tundvierzig bis einundfu nfzig" (1868 и 1870); "1848 ? ein weltgeschtliches Drama" (1875); "Die Trag o die in Mexico" (1868; русский перевод, СПб., 1874); "Menschliche Tragikomoedie, gesammelte Studien u. Bilder" (1874 и 1884; русский перевод, СПб., 1872); "H ammerschlage und Historien" (1872); "Grossenwahn, vier Kapitel aus Geschichte der menschlichen Narrheit" (1876); "Bla tter im Winde" (1875) и др.

Сила и мастерство Ш. заключаются в его меткой и ядовитой сатире, направленной против пороков века, против всяческой лжи и фразерства. В своем стремлении к правде он никогда не льстит народу и его вожакам, несмотря на свою принадлежность к демократической партии, восстает против злоупотребления свободой. Им высказано немало горьких истин по адресу непостоянной и легкомысленной демократии. К недостаткам его нужно отнести некоторую односторонность суждений, излишний пессимизм, чересчур мрачный взгляд на вещи и события. Ш. был в полном смысле слова идеалистом и всю жизнь боролся с материалистическими тенденциями. Изложение его отличается увлекательностью, язык ? яркостью и живостью, богатством многих новых слов, из которых немало осталось навсегда в составе немецкого языка. Из его больших сочинений особенной популярностью в Германии пользуются: "1870 bis 1871, vier B uche r deutschen Geschichte" (1879), где, по мнению немецких критиков, он является вполне объективным и беспристрастным историком, и "Schiller und seine Zeit" (1859; русский перевод, M., 1875). Затем следует отметить также: "Allgemeine Geschichte der Litteratu r " (последнее иллюстрированное изд., 1895?96; русские переводы: А. Пыпина, СПб., 1867, и П. Вейнберга, М., 1896?98); "Geschichte der deutschen Litteratur" (1854); "Gesch. der englischen Litteratur" (1859); "Geschichte der Religion" (1855); "Geschichte der d eutschen Frauenwelt" (1860); "Goethe's Jugend" (1874); "Germania, zwei Jahrtausende deutschen Lebens" (1886?87) и многие др. На русском языке, кроме вышеупомянутых переводов, имеются еще: "История цивилизации в Германии" (перевод Неведомского и Писарева, СПб., 1868); "Исторические женщины" (перевод Есипова, СПб., 1898) и романы: "Дочь воздуха", "Тюрьма убийств" (М., 1875) и "Замок крови и счастья" (М.,1893).

Н. Г?е.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.