(сэр Френсис Легатт Chantrey, 1781-1842) ? английский скульптор, в отрочестве служил у торговца пряностями в Шеффилде, а потом в продолжение четырех лет был учеником у резчика и позолотчика Рамсая и, по совету гравера меццотинтной манерой Р. Смиса, занимался лепкой. Покинув Рамсая в 1802 г., он сначала снискивал себе средства к существованию писанием и рисованием портретов ценой по две гинеи за штуку, а затем явился искать счастья в Лондон, где в 1804 г. впервые выступил перед публикой со скульптурной работой ? бюстом своего дяди, Д. Уэля. Исполненный им вслед за тем бюст филолога Горнера Тука положил начало его известности как отличного скульптора-портретиста; заказы посыпались к нему со всех сторон, и каждый бюст, выходивший из его рук, увеличивал ей славу. Но особенно сильное впечатление произвела его милая группа спящих детей (1816 г.; находится в Личфильдском соборе). За ней последовал ряд монументальных портретных статуй работы Ч., из которых важнейшая сэра Дж. Бенка (1827, в Британском музее), Дж. Каннинга (в Ливерпульской ратуше), Дж. Малькольма, Фр. Горнера (1837, в Вестминстерском аббатстве), епископа Бэсюрста (1841, в Норвичском соборе), Вильяма Питта (в Гановер-Сквайре, в Лондоне), Георга III (в Лондоне), Георга I V верхом на коне (на Трафальгарской площади, в Лондоне) и герцога Веллингтона (перед фасадом лондонской биржи). С 1816 г. Ч. был членом лондонской королевской академии и в 1835 г. награжден за свои труды званием дворянина. Он обладал редкой способностью передавать в своих произведениях тончайшие индивидуальные черты изображаемых лиц и характеризовать их свойственными им позами, но фигуры лошадей выходили у него неудачны, как это доказывают вышеупомянутые монументы Георга IV и Веллингтона.
Ср. George Jones, "Sir Francis Chantrey, recollections of his life, practice and opinions" (Лондон, 1849) и Holland, "Memorials of Chantrey" (ib., 1851).