(правильнее Уэстминстерское) ? собор во имя ап. Петра в Лондоне, получивший вышеозначенное название от части города, в которой он находится. Храм этот, представляющий собой образец английской готики, вначале принадлежал монастырю, построенному в VII веке королем западных саксов Зебертом, разоренному потом датчанами и возобновленному при короле Эдуарде Исповеднике в X веке. Основание нынешнего собора относится к 1245 году, когда Генрих III приказал сломать восточную часть старой церкви и возвести на ее месте новую и более великолепную. Поперечный ее неф и хор были освящены уже в 1269 г., но с тех пор постройка почти беспрерывно продолжалась до начала XVIII столетия, когда архитектор Хр. Врин довершил сооружение церковных башен. Генрих VIII, упразднив монастырь, учредил, вместо него, соборный капитул, а позже ? сделал Вестминстерскую церковь епископской кафедрой Миддльэсексского графства. Эдуард VI уничтожил эту кафедру и восстановил капитул. При королеве Елисавете было устроено при соборе училище для мальчиков. В настоящее время храм этот составляет одну из достопримечательностей Лондона; с давних пор он служит местом коронования английских королей и служил усыпальницей королей и знаменитых людей. В плане он представляет форму креста; продольный корпус образует три нефа, из которых средний значительно выше остальных; поперечный корпус, сильно выдающийся наружу своими концами, разделен также на три нефа; хор снабжен круговым обходом с венцом пяти капелл, из коих средняя в 1502 г. была заменена более значительной по размеру капеллой Генриха VIII. Стены и своды последней обременены множеством роскошных архитектурных деталей. Как в венце капелл, так и в применении системы двойных опорных арок все сооружение заметно отражает влияние французской готики. Размеры церкви величественны: длина ее со включением капеллы Генриха VIII простирается до 161,5 метра; длина поперечного корпуса ? 50,6 метр.; вышина среднего нефа (31 метр) равняется утроенной его ширине: равным образом, вышина боковых нефов превышает втрое их ширину. К южной стороне примыкают галереи, а с восточной ? восьмиугольная пристройка для собраний капитула. Внутренность храма производит вообще поэтическое, но какое-то беспокойное впечатление вследствие капризности, вычурности и некрасивости многих отдельных частей, чрезмерного изобилия и пестроты расписных оконных стекол и множества старинных и новых, изящных и неизящных памятников, рассеянных в разных местах. Из этих монументов достаточно будет указать лишь на наиболее любопытные. Таковы относящиеся к раннеготической эпохе мастерски исполненные медные надгробия кор. Генриха III и королевы Элеоноры, супруги Эдуарда I, графини Эвелины Ланкастерской (+ 1269) и ее мужа Эдмунда (+ 1269), бронзовый памятник Вильяма Валенцского (+ 1269); к ранней поре Возрождения принадлежат многие произведения флорентийца Пьетро Торриджано, между прочим, великолепный саркофаг Генриха VII и его супруги (+ 1519); к X V II столетию ? надгробные статуи королев Елисаветы и Марии Стюарт; к XVIII столетию ? многие изваяния Рубильяка и, наконец, к настоящему веку ? работы Флаксмана, Бэкона, Чентри и др. Ср. Neale, "History and antiquities of the Abbey of Westminster" (Лондон 1818); Brayley, "History and antiquities of Westminster Abbey" (Лондон 1856); Stanley, "Historical Memorials of the Westminster Abbey" (Лондон, 5 изд. 1882).
А. Сомов.