(Franck, 1499?1542) ? немецкий историк и богослов, стоявший выше конфессиональных раздоров своего времени. Не понятый, поэтому, своими современниками, считавшими его анабаптистом, он был не понят затем и протестантскими историками, сделавшими из него мистика и религиозного фантазера. Ф. владел латинским, греческим и еврейским языками. С появлением Лютера он сделался горячим сторонником его и был проповедником в Густенфельдене, местечке, принадлежавшем Нюрнбергу. Вскоре он охладел к лютеранскому вероучению и переселился в 1529 г. в Страсбург, где в это время происходило сильное религиозное брожение, вызванное присутствием многих анабаптистов, антитринитариев и других сектантов. В Страсбурге Ф. издал "T u rkenchronik" и "Chronika, Zeitbuch und Geschichtsbibel". Смелое критическое отношение его к явлениям общественной и религиозной жизни привело к изгнанию его из Страсбурга. В 1533 г. Ф. устроился в Ульме, где завел типографию и в 1534 г. издал "Weltbuch", первый географический труд на немецком языке, обнимающий описание всего земного шара, а также сочинение "Paradoxa". В 1538 г. им была напечатана "Хроника Германии". Кроме того, он выпустил в свет много других сочинений, которые шли вразрез с протестантским учением. Нетерпимость лютеранских проповедников, поднявших против него целую бурю, была причиной того, что Ф. был вынужден оставить Ульм (1539). Он переехал со своей типографией в Базель, где до самой смерти продолжал заниматься изданием своих сочинений, в которых всегда отстаивал свободу совести и мысли. Он восставал также против войны и против смертной казни для преступников. Интересовался Ф. и экономическими вопросами, но не был сторонником коммунистических идей. В сочинениях его проглядывает национальное самосознание и национальная гордость.
Ср. Bischof, "Seb. Franck und die deutsche Geschichtschreibung" (Тюбинген, 1857); Hase, "S. Franck von Wo rd der Schwarmgeist" (Лейпциг, 1869); L o wenberg, "Das Weltbuch S. Franck's" (Гамбург, 1893); Hegler, "Geist und Schrift bei S. Franck" (Фрейбург на Брейсгау, 1895).
Н. Л?ч.