( философская литература в России ). ? За последние 8 лет положение Ф. в России изменилось в качественном и количественном отношениях. Философских произведений оригинальных и переводных появляется весьма много. Есть, однако, причины, препятствующие развитию русской Ф. Сюда относится, во-первых, ряд смертей, отнявших у русской Ф. крупные силы: В. С. Соловьева, кн. С. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, А. И. Смирнова, М. А. Олесницкого, А. Ф. Гусева, П. И. Линицкого, А. К. Волкова, Л. Е. Оболенского, М. М. Филиппова. Второе неблагоприятное условие ? политическое положение страны: пробуждение политических интересов естественно приковывает внимание к вопросам дня, и философия привлекается к выяснению этих вопросов не в качестве верховного судьи, а в качестве служанки. Ф. стала ancilla politicae, подобно тому, как она в средние века была ancilla theologiae. Два главных направления философской мысли ? идеалистическое и материалистическое ? вступили в борьбу на страницах сборников: "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистического мировоззрения" (1903). Статьи в обоих сборниках связаны не единством философской системы, а общей этико-политической тенденцией. Материализм, защищавший свои положения за последнее время главным образом в области экономической и исторической, потерял значительную часть своих приверженцев, частью под влиянием распространения индивидуалистических ницшеанских идей, частью под напором идей социализма и анархизма. Идеализм подвергся аналогичному изменению. Мистическая струя, внесенная Вл. С. Соловьевым, нашла благодарную почву и разрослась в целый поток; она выразилась главным образом в интересе, с которым стали заниматься вопросами религии (напр в журналах "Новый Путь" и "Вопросы жизни", в "религиозно-философском обществе"); интерес этот был не столько теоретическим, сколько практическим, и выразился, напр., в христианском анархизме, близком к учению Л. Толстого (см. "Вопросы религии", Москва, 1906). К идеалистической философии следует отнести и неокантианство, которое продолжает существовать, но не развивается. Главный представитель этого направления, проф. А. И. Введенский, выпустил в свет "Философские очерки" (СПб., 1901). Самостоятельное, хотя и родственное кантианству направление защищает Н. О. Лосский в "обосновании интуитивизма" (СПб., 1906). В гимназии введено преподавание психологии в VII классе и логики в VIII-м; это вызвало появление целого ряда учебников по психологии, принадлежащих Н. В. Скворцову, В. Адамову, проф. Челпанову, А. Нечаеву, А. Воскресенскому. Проф. Челпанов издал также "Введение в философию" (Киев, 1905), составленное по той же программе, по которой пишутся обыкновенно немецкие введения в философию. Многие из этих введений переведены на русский язык (наприм., Иерузалема, Риля, Корнелиуса, Риккерта, Гефдинга, Вундта). Монографий по логике не появлялось. Отметить следует "Логику" Снегирева (Харков, 1901, посмертное издание). Гносеологии посвящены следующие сочинения: С. Аскольдов, "Основные проблемы теории познания и онтологии" (СПб., 1900); Г. Челпанов, "Проблема восприятия пространства" (ч. II, Киев, 1904); И. Лапшин, "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906). Психологии посвящены следующие труды: Н. Лосский, "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903); П. С. Продан, "О памяти" (Юрьев, I, II, 1905); А. Лазурский, "Очерк науки о характерах" (СПб., 1906); П. Соколов, "Вера" (М., 1902); В. Бехтерев, "Психика и жизнь" (СПб., 1904); И. А. Сикорский, "Всеобщая психология с физиогномикой" (Киев, 1904). С 1905 года появляется журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" (под редакцией В. М. Бехтерева и В. С. Серебреникова). По эстетике появились "Научные основы красоты и искусства" Л. Е. Оболенского (СПб., 1902) и "Эстетика в общедоступном изложении" (I, СПб., 1905), Саккетти. По истории философия выдаются следующие сочинения: О. И. Щербатский, "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" (I, СПб., 1903); кн. С. Н. Трубецкой, "Учение о логосе и его история" (М., 1900), В. Фаминский, "Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки и их отношение к христианству" (Киев, 1906); Д. Миртов, "Нравственное учение Климента Александрийского" (СПб., 1900); Д. Брянцев, "Иоанн Итал" (Харьков, 1906); Н. Д. Виноградов, "Философия Давида Юма" (М., 1905); С. А. Котляревский, "Ламеннэ" (М., 1904); Новгородцев, "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901); Ив. Иванов, "Сен-Симон и сен-симонизм" (М., 1901). Переводная литература довольно богата; мы отметим лишь главнейшие труды, притом такие, которыми можно пользоваться. Иван Рачинский перевел Т. Лукреция Кара "О природе вещей" (размером подлинника, М., 1904). Кн. С. Н. Трубецкой издал 2-й том перевода "Творений Платона" (начатого Вл. С. Соловьевым в 1899 г.); С.-Петербургское философское общество издало Декарта, "Метафизические размышления" (ред. А. И. Введенского), Беркли, "Трактат о началах человеческого знания" (ред. Н. Г. Дебольского) и Мальбранша, "Разыскания истины" (т. I и II, ред. Э. Л. Радлова). Под редакцией Ю. И. Айхенвальда выходит "Полное собрание сочинений А. Шопенгауера" (еще не окончено). С. И. Церетели перевел сочинения Д. Юма: "Исследование человеческого разумения" (СПб., 1902) и "Трактат о человеческой природе" (книга I, "Об уме", Юрьев, 1906). М. Лопаткин перевел "Богословский политический трактат" Спинозы (Казань, 1906). Н. О. Лосский дал перевод "Критики чистого разума" (СПб., 1907; ранее были два перевода, М. Владиславлева и Н. М. Соколова); Б. П. Бурдес перевел "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (СПб., 1904). Из сочинений Фихте переведено "Назначение человека" (СПб., 1906, ред. Н. О. Лосского). Вышел новый перевод соч. Куно Фишера: "История новой философии" (не появился еще том о Фихте). Политическим интересом дня вызваны переводы "Утопии" Мора, "Государства солнца" Кампанеллы, сочинений Менгера и др.
Э. Р.