Значение ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ

или Медмейский ? ученик Платона и один из представителей древней академии; известен как выдающийся математик, астроном и философ, а также как издатель сочинения Платона "Законы". Среди 23 заглавий сочинений, которые Свида называет с именем Ф., половина относится к области математики, астрономии и метеорологии; остальные посвящены вопросам этики и истории. Полностью до нас дошел лишь диалог Эпиномида (????????, что означает Добавление или послесловие к Законам), приписываемый новейшей критикой Филиппу, хотя в древности некоторые считали автором этого произведения Платона, в собрании сочинений которого оно обыкновенно и печатается. В "Эпиномиде" исследуется вопрос о сущности истинного знания, которое ведет к счастью и совершенству, дает право на занятие высших должностей в государстве, составляет последнюю цель философского образования и обеспечивает блаженство в загробной жизни. Это знание заключается не в обладании ремесленными способностями, не в подражательных искусствах, не в практической деятельности (врача, кормчего, управителя), не в простой учености или остроте ума, а в науке о числах, которая является даром величайшего из богов ? Урана. Кто не знает числа, не умеет отличить чета от нечета, тот, хотя бы и обладал мужеством и умеренностью, не в состоянии достигнуть высшей из добродетелей ? мудрости. Числом обусловливаются все искусства, все благое; где его нет, там царствуют беспорядок и зло. Средство овладеть этим знанием дается в диалектике ? науке, высший отдел которой сводится к учению о звездах. Это учение знакомит со всем, что есть самого прекрасного и божественного и обусловливает достижение высшей добродетели. Только небесные светила могут быть местопребыванием совершенных начал, действующих в мире, ? богов и душ, как божественного разума и благой мирообразующей силы. Если душа оживляет земные организмы, то тем более она присуща небесным телам. Душа небесных существ ? самая блаженная и совершенная, небесные же существа ? это боги или подобия богов и носители божественных сил, неразрушимые или во всяком случае долговечные. Им всем, а не только солнцу и луне, подобает одинаковое поклонение. Ближе всего к богам стоят демоны ? существа, занимающие среднюю ступень между богами и земными организмами. Они разделяются на три разряда; демоны двух высших разрядов наделены эфирными и воздушными незримыми телами, демоны же третьего разряда обладают телами, состоящими из воды и испарений и имеют способность то появляться, то исчезать. Эти демоны ? посредники между богами и людьми; они являются во сне и в оракулах, знают мысли людей, любят добрых и ненавидят злых, переживают чувства удовольствия и неудовольствия. Напротив, боги таким чувствам недоступны, как существа, в которых проявляется лишь мыслящая и познающая природа. Человек стоит ниже богов и демонов; жизнь его полна бед, беспорядка, неразумия, вследствие чего на земле лишь немногие достигают истинного блаженства. Эти немногие по смерти переходят в сферу блаженного бытия и проводят жизнь в созерцании неба. ? Изложенный диалог носит явные следы Платоновских воззрений (о загробном блаженстве, о ценности знания, о бесстрастии богов, о разуме как мироуправляющем начале, о зависимости тела от души, о душе как мировой и божественной субстанции), хотя стиль и астрономическая подкладка аргументации дают все основания приписать его представителю древней академии. Что касается участия Ф. в редактировании Законов Платона, то хотя мы и не знаем, в каком состоянии находились посмертные материалы названного сочинения великого философа, однако многие стилистические и логические недочеты несомненно позволяют думать, что чья-то посторонняя рука распоряжалась с не приведенными в порядок данными. О редактировании ф. Законов свидетельствует Диоген Лаэртский и Свида. Ср. Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1889, II ч., I отдел, стр. 978?982, 990 и след.).

H. О.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.