или стеклянная вить (венецианское стекло, millefiori) ? было известно еще в старину. Выделка Ф. стекла в Европе распространилась из Венеции, где оно значительно усовершенствовалось в последнее время. В России Ф. стекло делалось на бывшем Императорском заводе и на заводе Бахметьева (ныне князя Оболенского). Ф. стекло представляет собрание прозрачных и глухих цветных стволиков, которые спаяны в одно целое, с наборкой прозрачного или цветного стекла, из которой разделывается обыкновенным способом желаемый предмет. Различное расположение стволиков на поверхности или внутри массы стекла придает тот особенный эффект, который сравнивается с затейливыми рисунками кружев. Стволики приготовляются различной формы: круглые, овальные, плоские и гранные разных очертаний. По цвету стволики бывают простые, получаемые вытягиванием одноцветной массы стекла, и сложные, получаемые наслоением разных цветов стекла (см.) или спаиванием стволиков между собой, а затем вытягиванием и свертыванием спирали. Эти последние называются витыми стволиками, откуда название стеклянной вити для этого рода изделий. Свертывание размягченного стволика обнаруживается или наружными спиралями с ребром, когда первоначальный стволик имел форму с резкими гранями (такие преимущественно идут на разделку ножек, ручек и других украшений), или, при гладких круглых стволиках, только тогда, когда они получены спаиванием разноцветных простых; в этом случае свертывание обнаруживается правильными затейливыми переплетениями цветных полос с сохранением ровной поверхности. Разделка вещей из заготовленных таким образом стволиков идет в таком порядке: первоначально набираются стволики и располагаются в том порядке, в каком они должны находиться на изделии по рисунку и цветам; для этого устанавливают их в металлический или глиняный цилиндр по внутренней его окружности, оставляя середину пустой (фиг. 1), или раскладывают на огнеупорной плитке.
Фиг. 1. Форма с филигранными стволиками.
Заготовив наборку стекла на трубке с продуванием (см. баночка и пулька), разогревают ее до достаточной мягкости и затем быстро опускают в пустое пространство между стволиков; от сильного дутья в трубку стекло раздается, и стволики припаиваются к его поверхности. Во втором случае горячую наборку катают по лежащим на плитке стволикам и достигают той же цели (насыпное стекло; см. в ст. Стеклян. произв.). Надо заметить, что в обоих случаях стволики должны быть разогреты, иначе от прикосновения горячего стекла они растрескаются. Последующая обработка состоит в разогревании и сглаживании поверхности и затем разделке по обыкновенному способу от руки или в форму. Пример изделия из филигранного стекла представлен на фиг. 2.
Фиг. 2. Витые стволики и ваза из них.
Ф. ножки у бокалов и рюмок, а также ручки у ваз и прочие лепные украшения, которые мы видим на венецианских вещах, приготовляют предварительно размягчением стволиков в огне, налепляя их на железо для держания в руках, затем выгибают и сплющивают посредством пинцетов разной формы, придавая припаиваемым частям желаемый вид, и затем, разогрев, припаивают их к корпусу вазы или бокала. Разделка филиграни весьма разнообразна по способам, и можно сказать, что каждый самостоятельный мастер имеет свои приемы для выполнения одной и той же вещи. Собственно миллефиори называют такие вещи, где в массу стекла введены стволы не в строгом геометрическом порядке, как это описано выше, а подбираются, если можно так выразиться, в художественном беспорядке. Стволики разрезаются в разных направлениях, к ним прибавляются куски искусственного рубина, авантюрина и пр., все это укрепляется в стеклянном кольце соответственных размеров или иным способом и по разогревании наносится на готовую мягкую наборку, которая разогревается и разделывается по желанию. При раздувании таким образом украшенной наборки стволики и цветное стекло расползаются по поверхности предмета в разных направлениях, отчего получаются красивые цветные полосы и пятна. При умелом подборе цветов и художественной форме предмета этим способом получаются блестящие декоративные вещи, которыми так славятся заводы о-в Мурано (в Венеции). См. G. Bontemps, "Bull. de la Soci ete d'encouragement" (т. XLIV).
С. Петухов. ?.