Значение слова СТЕКЛО в Словаре терминов изобразительного искусства

СТЕКЛО

- искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство стекла было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, IV-I вв. до н. э.), Сирии, Китае. Как правило, изделия из стекла (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стекломассы на палочку; такое стекло обычно было непрозрачным, а по цвету - зеленым, голубым, бирюзовым. Изобретение способа свободного выдувания стекла с помощью трубки, а также повышение температуры его варки дали эллинистическим и древнеримским мастерам возможность получать тонкостенные (иногда 2-слойные), более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров. С 6 века центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к стеклу, было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в XII-XIV вв. производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия. В XV-XVI вв. ведущее значение в стекольном производстве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в XVII веке более твердого кальциевого стекла и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию. С 1770-х гг. стало широко применятся стекло, полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласс), главным способом обработки которого явилось так называемое алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять и отражать свет. Начиная с XVIII века интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже XIX-XX вв. к художественному стеклу обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, Й. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США); в их изделиях, часто полупрозрачных, многослойных, отличающихся тонкими и сложными цветосочетаниями, усложненной техникой декорирования, использованием стилизованных природных форм, преобладали черты стиля "модерн". Для современного художественного стекла характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчеркнуто фантастическими конфигурациями и усложненно-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, основанным на простоте конструктивных форм и прозрачности неукрашенного стекла, нередко с обыгрыванием его оптических свойств.

Словарь терминов изобразительного искусства.