(латышск, миф.) ? покровитель лошадей (zirgu Usi ns); празднование его приурочено к Юрьеву дню (23 апреля), у латышей Витебской губ. называемому Jeusendina. т. е. Усенев день. Подобно русскому Овсеню, У. день является весенним празднеством. В лифляндских уездах Витебской губ. и в соседних волостях Лифляндии оно соединено со старинными суеверными обрядами (напр., окуривание лошадей очистительным огнем, обрызгивание овса петушиною кровью). В некоторых народных песнях сохранились символические выражения о солнечных конях, их красоте и дородности, что дало повод сближать У. с древнеиталийским Ausil (солнце) и индейскими ушасами (см. Фаминцын, "Божества древн. славян", 1884, I, 243 ? 253). Исторические свидетельства о поклонении богу Усинь (Dewing Usching, читай диевинь Усинь) доходят до 1606 г. Ему приносили в жертву два хлеба и сало над костром, разведенным в полночь накануне 23 апр. В Москве в 1649 г. кликали, вместе с плугом, У. и Коляду в навечерие Рождества Христова (грамота царя Алексея Михайловича). Исследования А. Н. Веселовского ("Разыскания в обл. дух. стиха", "Зап. Имп. Акад. Наук", 45, 1, стр. 110 сл.), Фаминцына и Зубатого ("Athen a um", Прага, 1891) выяснили, что этимология слов Usi n, Овсень, Авсень представляет контаминацию корня vas ? светать (см. весна, лит. vasara). Подробный разбор усеневых песенных мотивов и поверий см. "Материалы для этногр. латышского племени" (I, 4 ? 43).
Э. В.