? святая католической церкви. Легенда, относящаяся к VII в., повествует о красавице У., дочери британского короля, которую требовал в замужество сильный языческий государь. У. уже посвятила себя Христу; поэтому она просила отсрочки на три года и в сопровождении 10 благородных девиц, у каждой из которых было, как и у неё самой, по 1000 провожатых, на 11 трехвесельных судах отправилась к святым местам. Он проплыли по Рейну до Кельна, оттуда в Базель, где оставили суда и пешком направились в Рим. На обратном пути девушки встретили под Кельном лагерь гуннов, которыми были изрублены. У., оставшаяся последней, отвергла предложение гуннского вождя и была пронизана тучею стрел. Небесные полчища истребили войско гуннов; тела убитых девиц были торжественно погребены жителями Кельна. Много времени спустя пришел с Востока грек Клематий, имевший во сне видение и построивший в память погибших храм. С XII в. начинается обретение костей погибших, сначала в небольшом количестве, потом, со времени раскопок так наз. Ager Ursulanus (1155), тысячами скелетов, которые вследствие видения монахини Елизаветы приведены были в связь с У. и ее подругами. По объяснению Шаде ("Die Sage von der heiligen U. und den 11000 Jungfrauen", Ганов., 1854) сказание об У. заимствовано католиками из древнегерманской языческой мифологии. Вполне вероятно, что основанием легенды послужило избиение девушек гуннами при переходе ими Рейна под Кёльном.
См. Kellerhoven, "La l e gende de Sainte-U." (П., 1860?62); Kessel, "St. U. und ihre Gesellschaft" (Кёльн, 1863); Stein, "Die heilige U. und ihre Gesellschaft" (Кёльн, 1879).