Рисунок, служащий украшением поверхности ткани, может быть образован различными способами, напр.: 1) набивкою цветных узоров по гладкой ткани, 2) чередованием основных и уточных нитей различных цветов (см. Пестротканые ткани), 3) группировкой на поверхности ткани различных переплетений (см. Переплетения нитей в тканях), 4) тиснением узоров на поверхности ткани (напр. тисненый бархат, плюш), 5) вышиванием узоров на поверхности ткани, и др. В тесном смысле слова, У. тканями называются упомянутые в 3-м пункте ткани, у которых рисунок воспроизведен соответствующим расположением основных и уточных перекрытий. Вследствие различного направления нитей основы и утка получается неодинаковое отражение от них света, отчего, напр., основные перекрытия кажутся темными, а уточные светлыми, и наоборот. Богатство и разнообразие рисунков увеличивается еще более при применении цветных нитей. В последнее время все более и более распространяется применение печатной основы. Каждая нить этой основы окрашивается по длине своей в разные цвета с таким расчетом, чтобы все нити, совмещенные в одну плоскость ткани, дали определенный рисунок. На основе этот рисунок является удлиненным во столько раз, во сколько основа укорачивается, образуя ткань (уработка). Таким способом давно уже приготовляются бархатные ковры. Теперь же этот прием начинает входить в употребление и при ткачестве других материй, преимущественно шелковых. Рисунок, затканный таким образом в ткань, получает очень нежные, неопределенные очертания, чрезвычайно изящные. Иногда, наряду с применением печатной основы, ткань получает и другой узор посредством переплетения нитей. Способы тиснения тканей, вышивания на них узоров и другие, применяемые сравнительно реже, дополняют собою арсенал тех средств, которыми удовлетворяется все более и более развивающийся в обществе художественный вкус и стремление к изящному в домашнем обиходе.
С. Ганешин. ? .