Значение ТЬЕРРИ АМЕДЭ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТЬЕРРИ АМЕДЭ

(Thierry, 1797?1873) ? талантливый французский историк. В 1829 г. был назначен профессором истории в Безансон, но скоро уволен за "крайние идеи". Как и знаменитый старший брат его (Огюстен), Амедэ Т. принадлежал к демократической партии. Он с восторгом приветствовал революцию 1830 г., вступил в ряды новой администрации, был несколько лет префектом в департаменте Верхней Соны (деятельно вводя реформы), продолжал службу в Париже при государственном совете (с 1838 г.), в 1841 г. был избран в Академию: в 1860 г. назначен сенатором. Исторические взгляды и приемы научной работы слагались у Т. под влиянием идей его брата; он обнаружил несомненный талант историка-рассказчика "колориста" и оставил ряд интересных и для его времени ценных трудов по римской и французской истории. Но у него не было ни того выдающегося дарования исследователя, ни тех колоссальных знаний, ни того подвижнического энтузиазма в труде, оригинальности концепции и изложения, какие поставили его брата в первые ряды великих деятелей исторической науки. Главной задачей Т. было исследование происхождения общественного строя французского народа, характеристика культуры тех рас, из которых образовалась французская нация, изучение римского завоевания Галлии и его последствий. Два главные его сочинения, "Histoire des Gaulois jusq u' à la domination romaine" (П., 1828; 7 изд., 1877) и "Histoire de la Gaule sous l'administration romaine" (1840?47), заслужили почетное место в историографии вопроса о началах французской национальной цивилизации. Автор обстоятельно рассматривает в них влияние кельтской и римской стихий в процессе сложения древней Франции. Чрезвычайно любопытна и превосходно написана работа Т. "Tableau de l'empire romain" (1862): она составляет переделанное введение к второму из только что указанных сочинений. С замечательной яркостью и смелостью истолковывается здесь положительная культурная роль, выполненная Римской империей во всемирной истории, притом в такое время, когда империю большинство историков продолжало еще трактовать в духе Монтескье, как эпоху безусловного упадка. С большим удовольствием читаются также другие, преимущественно "нравоописательные", картинно, живо и правдиво написанные культурно-исторические очерки Т.: "R ecits de l'histoire romaine au V siècle" (1860); "Nouveaux recits de l'hist. rom. au V s." (1 864); "Derniers temps de l'empire d'Occident" (1860); "Histoire d'Attila et de ses successeurs" (1864; 6 изд., 1876); "Alaric" (1864); "St. J erome, la societe chretienne à Rome et l'emigration romaine en terre Sainte" (1867); "Saint Jean Chrysostome et l'imperatrice Eudoxie" (1872); "Nestorius et Eutychès" (1878).

Ив. Гр.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.