Значение слова ТРУСОСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТРУСОСТЬ

(юрид.) ? в смысле страха личной опасности почитается уголовным правом настолько свойственной человеку, что на ней обосновывается одна из причин невменения ? крайняя необходимость. Как говорит Н. С. Таганцев, нельзя наказывать человека за то, что он не обладает особой душевной силой, геройством, за то, что чувство личной опасности подавляет его. Но не всегда уклонение от опасности, хотя бы даже без посягательства на чужие права, непреступно. Оно признается уголовно наказуемым, если лицо по своему званию или занятиям либо в силу требования закона обязано было перенести грозивший ему вред. В таких случаях Т. не может служить оправданием для виновного. Проекта уголовного уложения снабжает поэтому правила о крайней необходимости оговоркой: "постановления сей статьи не применяются, когда самое уклонение от опасности составляет преступное деяние". Подобной общей оговорки в действующем уложении нет. Но в особенной части и действующее право предусматривает некоторые отдельные случаи совершения деяния из Т. Напр., оставление корабельщиком корабля, если находившиеся на нем люди, для спасения своего, должны были с него сойти, прежде, нежели все прочие его оставят (ст. 1226) и др. В отношении военнослужащих Т. как мотив нарушения специальных их обязанностей никогда не может служить основанием невменения. Поэтому все военно-уголовные кодексы в той или иной форме устанавливают общим правилом, что нарушение обязанностей службы из страха личной опасности наказывается как содеянное с намерением. Кроме того, предусматривается целый ряд разнообразных деяний, существенным признаком которых является Т.: оставление поста в бою, бегство с поля сражения, капитуляция, сдача крепости и т. п. Все эти деяния, совершенные не из Т., а с намерением. способствовать или благоприятствовать неприятелю, входят в общее понятие военной измены. Воинский устав о наказ. (ст. 262) упоминает еще о проявлении малодушия или робости во время военных действий вообще, особенно если оно выразилось в том, что виновный распускал слухи, вредно действующие на дух войск; наказания, в зависимости от последствий, либо исправительные, либо смертная казнь.

К.-К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.