Значение ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА

или Триумфальная арка (arcus Triumphalis) ? отдельно стоящее башнеобразное сооружение с одним проездом сквозь него, имеющим вверху полукруглое очертание, или с тремя такими проездами. Этот род построек составляет изобретение древних римлян, которые воздвигали их первоначально в память побед и торжественных вшествий императоров и полководцев в вечный город, а потом и вообще в честь государей, безо всякого отношении к их воинским подвигам. В Т. воротах с тремя проездами, средний, как главный, обыкновенно делался более широким и высоким, чем боковые. Самое древнее из таких сооружений в Риме ? Т. ворота, построенные в 190 г. до Р. Х. Сципионом Африканским у Cluvius Capitolinus. Они были украшены золочеными статуями. Т. ворота более позднего времени декорировались еще роскошнее: колоннами, статуями, рельефами и надписями. Из подобных памятников архитектуры в самом Риме можно указать, кроме превратившейся в развалины арки Друза, на. Т. ворота Тита, Септимия Севера и Константина (см. "Римское искусство"). В других пунктах бывшей римской империи сохранились Т. ворота Августа, в Римини, Сузе, Аосте и Фано; Траяна ? в Анконе и Беневенте, Адриана в Афинах, Мария в Оранже (во Франции). В более или менее поврежденном виде дошли до нас древние Т. ворота в Поле, Вероне, Капаре (в Испании), Реймсе и Сен-Реми. В новейшие времена, многие государи, подражая властителям Рима, нередко увековечивали память о важных событиях своего царствования постройкою Т. ворот по образцу античных; так явились "Ворота Альфонса I" в Неаполе, "Арка мира" (Area della Расе) в Милане, "Ворота Звезды" и "Карусельские" в Париже, "Победные" (Siegesthor) в Мюнхене, "Бранденбургские" в Берлине, "Нарвские" и "Московские" в СПб. и "Тверские " в Москве. В древнехристианских базиликах, а также в романских и готических церквах, "триумфальною" называется большая арка в стене, отделяющей хор от продольного корабля. Пространство стены над этою аркою очень часто украшалось фресковою живописью, преимущественно изображением Христа во славе, окруженного святыми, или второго пришествия Спасителя; в самом отверстии арки, вверху, иногда помещалось резное из дерева распятие, укрепленное на горизонтальной балке (trabes), перекинутой с одной стороны арки на другую.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.