(также Тойчи, тойси [у айнов на Сахалине], Коропокгуру, реже Тойчисекуру, Тончинкамуй [на о-ве Иезо]) ? мифические аборигены Японского архипелага, предшественники айнов и японцев, своего рода пелазги дальнего Востока. ? На о-вах Иезо и Сахалине, также и во многих других местах Японского архипелага (напр., близ Токио) находят в большом количестве остатки землянок, в виде круглых ям, имеющих в среднем около 3-х фт. глубины и 12 фт. в диаметре (на Сахалине ? и гораздо более крупных размеров), а по соседству с ними ? черепки глиняной посуды, орудия каменного века, мельничные камни, кости оленей и пр. Нынешние обитатели Иезо и южн. части Сахалина, совершенно не знакомые с гончарным искусством ? айны, живущие на этой территории несколько тысяч лет, утверждают, что в этих ямах жил особый народ Т., с которым они в свое время вели войны и которых окончательно истребили. Т. ? по их преданиям ? были люди краснокожие, очень маленького роста (карлики), с непропорционально длинными руками. Они были так малы, что во время дождя укрывались под листьями лопушника (Petasites japonicus). Конической формы надстройки над ямками Т. ? по словам айнов ? возводили из шестов, которые втыкались по краям ямы и сходились в центре, где они связывались, а сверху все покрывалось корьем и травой и обсыпалось землей. Внутри было по нескольку очагов. В общем, жилища Т. должны были быть очень сходны со снежными юртами эскимосов. Японские источники подтверждают предания айнов, описывая первобытное население архипелага как состоявшее из двух рас, из которых одну они обозначают именем Kubito ? карликов или земляных пауков, обитавших в пещерах. Геолог Milne, этнограф Batchelor и другие писатели склонны принять предания айнов за исторический факт и признать существование особой до-айнской расы. Batchelor видит в курилах, которые ниже ростом, чем айны, и поныне еще живут в землянках, последние остатки этой расы. Другие держатся того мнения, что Т. ? предки нынешних айнов, потерявших воспоминание о своих древних землянках и каменных орудиях и потому склонных приписывать их какому-то чуждому племени. Принадлежность спорных ямок айнам, а не Т., получает некоторое подтверждение в том, что гиляки сев. Сахалина называют их айнскими ямками. Штернберг склонен объяснить предание айнов о Т. тем, что на территории айнов, вследствие многовековой борьбы с японцами, а также вследствие периодических эпидемий, уносивших иногда целые селения, происходили постоянные переселения, иногда на очень дальние расстояния, вследствие чего терялись всякие традиции и связь с прошлым; совершенно естественно, поэтому, что, застав на новых местах архаические следы жилищ и индустрии, айны-переселенцы приписывали их не своим предкам, а какому-то неизвестному племени. С другой стороны, однако, обитатели ямок, судя по находимым черепкам, знали гончарное искусство, которое никогда не теряется, ? а между тем айны совершенно не знакомы с этим искусством. Нет ничего невероятного и в том, что на территории айнов жило некогда какое-нибудь малочисленное племя вроде их нынешних соседей ? гиляков, с течением времени вымершее от естественных причин или вследствие столкновений с айнами. В пользу этого предположения говорит тот факт, что айны, столкнувшись на Сахалине с гиляками, живущими тоже в землянках, стали называть их смеренкур, но отнюдь не Т. ? обитателями землянок (предполагаемое этимологическое значение слова Т.). Запутывается вопрос тем, что с мифическими Т. айны часто соединяют легенды о всяких пришельцах, случайно попадавших на время в их землю, ? напр., о голландцах экспедиции Vries'a и о русских начала XIX в., ? так что карлики Т. иногда являются в образе бородатых великанов. Ср. Koganei, "Beitr age zur physischen Anthropologie der Ainu" ("Mittheilungen aus der Medizin. Fakultat der Japanischen Universita t" т. II, 11 Токио, 1894); Batchelor, "The Ainu of Japan" (1894); Laufer, "Die angeblichen Urv olker von Jezo und Sachalin" ("Centralblatt fur Anthropologie etc.", 1900, 6-ой выпуск); Л. Штернберг, сообщение в географическом обществе 1 дек. 1900 г.
Л. Ш?г.