(греч., от tetras ? четверка, chorde ? струна) ? название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христианскую музыку (см. Лад, Церковные лады). В настоящее время в основе построения диатонических мажорных гамм лежит ионийский Т., называвшийся у греков лидийским: до , ре , ми , фа , в котором расстояние между соседними ступенями = 1 тон, 1 тон, 1/2 тона. Современная, так назыв. ионийская, мажорная гамма состоит из двух сопоставленных Т. одинакового построения. Две мажорные гаммы, находящиеся в квинтовом или доминантовом отношении, т. е. те, которых тоники отстоят на чистую квинту вверх или вниз, имеют всегда один общий Т., напр. гамма до мажор и гамма соль мажор имеют общий Т. соль , ла , си , до , который в гамме до является верхним Т., а в гамме соль ? нижним. Последование таких гамм, находящихся в квинтовом отношении, образует квинтовый круг (см. Квинта). Каждой мажорной гамме соответствует минорная, отстоящая на малую терцию от тоники мажорной гаммы: она имеет в ключе те же знаки, начинаясь и кончаясь шестой ступенью мажорной гаммы. Такая неискусственная или натуральная минорная гамма имеет два Т. неодинакового построения. В первом или нижнем Т. ступени отстоят на 1 тон, полутон и 1 тон, напр. в гамме ла ? ла , си , до , ре. Во втором Т. или верхнем ступени отстоят на полутон, 1 тон, 1 тон, напр. в той же гамме ла ? ми , фа , соль , ла. Первый Т. у греков назывался фригийским, а второй ? дорийским. Перейдя на Запад, эти Т. получили другие названия, а самая гамма ла с такими Т. стала называться эолийской. Второй, или верхний, Т. как в мажорной искусственной гамме, так и в минорной искусственной, меняется. В мажорной вследствие понижения шестой ступени Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона и 1/2 тона, напр. в гамме до ? соль , ла бемоль , си , до. В минорной искусственной гармонической гамме, вследствие повышения седьмой ступени, второй Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор ? ми , фа , соль диез , ла. В восходящей искусственной минорной гамме второй Т. заключает в себе 1 тон, 1 тон, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор ? ми , фа диез , соль диез , ла.
Н. С.