? религиозно-аскетическое общество, возникшее во II в. до Р. Х. среди александрийских иудеев, быть может, под влиянием иудейско-александрийской религиозной философии. Название ?????????? они получили, по Филону, от глаг. ???????? ? "или за искусство врачевания, которое исцеляет душу, или за почитание того Существа, которое лучше самого добра". Учение Т. несколько напоминает учение других иудейских сектантов ? ессеев (см.); некоторые ученые первых производили от последних или наоборот. Теперь господствует мнение, что это два совершенно самостоятельных явления. Т. ? иудеи, не выделявшиеся от прочих и не отвергнутые иудейским обществом, как ессеи; они не отвергали животных жертв, у них не было поклонения солнцу и запрещения клятвы, не было учения об эфирной душе и ее темнице ? теле, а было стремление жить в уединении и строгом воздержании, по образцу позднейших христианских аскетов. Т. при самом вступлении на подвиг благочести, раздавали все свое имение, покидали близких им людей и искали одиночества, не из ненависти к людям, но чтобы избежать общения с теми, чей образ жизни отличен от их стремлений. Любимым местом их пребывания была холмистая местность около Мареотидского озера. Там они строили себе дома, лишь для защиты от жара и холода, не сплошным рядом, как в городах, но и не слишком далеко один от другого. Среди них жили и женщины, терапевтиссы, из которых весьма многие оставались девами. Т. молились два раза в день, утром и вечером, а свободное время проводили в чтении св. Писания. Шесть дней недели они проводили уединенно, каждый в своей келье, а на седьмой, почитаемый великим праздником, сходились в общее собрание, садились по старшинству лет; старейший произносил проповедь, по окончании которой начинал похвальную песнь Богу, составленную им самим. Во время пения царила тишина ? к поющему все прислушивались; только в конце строф мужчины и женщины выражали свое согласие словами аминь, аллилуйя и др. Таким образом проходило время до ужина, за который все садились в белых одеждах. После ужина все разделялись на два хора, мужской и женский, и пели, чередуясь, в подражание израильтянам по переходе через Чермное море. В этом проходила вся ночь. Считая за основу всех добродетелей воздержание, никто из терапевтов не ел и не пил до захода солнца, считая необходимым свет дня посвящать мудрости и только малую часть ночи отдавать потребностям тела. Пищей их был простой хлеб с солью или иссопом, питьем ? ключевая вода; сытость они считали врагом тела и души. Из нравственных качеств Т. особенно старались приобрести скромность, признавая ее источником истины и будучи убеждены, что надменность ? источник лжи, а от лжи происходит множество зол, как от истины ? все доброе, Божеское и человеческое. С появлением христианства среди Т. явились начатки иудействующего гностицизма, обозначившегося в II в. по Р. Х. в системе лжеклиментовых бесед и в других еретических произведениях.
Литература. Bellermann, "Geschichtliche Nachrichten uеber Essaer und Therapeuten" (1821); A. T. Dahne, "Geschichtliche Darstellung der ju disch-alexandrinischen Religions philosophie" (Галле, 1837); Gfr orer, "Kritische Geschichte der Urchristenshums"; Do llinger, "Heidenthum and Jndenthum" (Регенсб., 1857); Jost, "Geschichte des Jadenthums und seiner Secten" (1857); П. Лебедев, "Ессеи и ферапевты" ("Дух христианина", 1862?63, дек., январь); Lucius, "Die Therapeuten" (1880); Лурье, "Секта ессеев" ("Истор. обозрение", 1892, т. IV).
В . К?в.