(????????), или просто Ксении (?????) ? так назывались у древних греков священные пиршества в честь богов и героев, которые считались присутствующими на них в качестве гостей, а иногда и хозяев: в последнем случае гостями были приглашенные из смертных. О пиршествах богов имеются упоминания уже у Гомера и в многочисленных сказаниях греческой мифологии. Культ отдельных богов и героев, с древнейших времен поддерживавшийся в отдельных семьях или родах, предписывал в торжественных случаях накрывать особый стол для бога-покровителя. Из этого родового или фамильного культа, существование которого удостоверено как литературными, так и эпиграфическими свидетельствами, возник общественный или национальный обряд Т. Приглашенные на пиршество боги (т. е. статуи богов) размещались за несколькими столами, поодиночке или попарно; но они могли также представляться присутствующими незримо. Дельфийские жрецы были ex officio гостями бога в день Т., как представители смертных. Частные лица нередко устраивали Т. по обету; так, в честь Диоскуров постилалось ложе по случаю ниспослания ими победы. Соответствующей римский обряд лектистерний (см.) был заимствован у греков. Изображения некоторых сторон обряда Т. мы находим в сохранившихся произведениях античного искусства (в вазовой живописи, в скульптуре). Ср. A. Mommsen, "Delphica" (Лпц., 1878); Deneken, "De Theoxeniis" (Б., 1881); A. Mommsen, "Feste der Stadt Athen im Altertum" (Лпц., 1898).
H. О.