? На почве запрещений Т., существовавших в допетровской России, развились слова и поучения против курения и народные сказки о нюхарях и курильщиках, например "Сказание о табаке" (XVII ст.), издан во II т. "Памятн. стар. рус. литературы" Кушелева-Безбородко, малорусские сказки о том, что Т. вырос "из тиеи блудницы, що голову Предтечи зняла", что "чортяка похвалив нюхарив" (Драгоманов в "Малороссийских преданиях", 13). Сходные сказки записаны у великорусов и белорусов ("Минский листок", 1894, ¦ 233, "Этнографическое обозрение" см. по указателю). У раскольников и сектантов и теперь господствует запретительная точка зрения. В монгольской сказке Т. вырос на месте кровосмешения брата с сестрой (у Потанина, IV, 351, 368, 888). Великорусскиe сказки см. в XVI т. "Сборника материалов для изучения Кавказа", стр. 198. Румынское сказание о происхождении Т. приведено в "Разыскание в области русского духовного стиха", А. Н. Веселовского, гл. VI (в "Сборнике Академии наук", 1891).
Н. С?в.