Значение СЭЙ ЖАН-БАПТИСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое СЭЙ ЖАН-БАПТИСТ

(Say, 1767?1832) ? известный французский экономист, сын купца; закончил свое коммерческое образование в Англии, вернулся в Париж в начале франц. революции, в 1790 г. работал под руководством Мирабо в "Courrier de Provence", в 1794 г. сделался редактором "D ecade philosophique, litte raire et politique". В 1799 г. первый консул определил его на службу в финансовом комитете трибуната. В 1803 г. появилось первое издание его "Trait e d'economie politique, ou simple exposition de la manière dont se forment, se distribuent et se consomment les richè sses". Сочинение это произвело большое впечатление и обратило на себя внимание Наполеона, предложившего автору переработать согласно его указаниям отдел о государственных финансах. С., который в налогах видел только зло и главною добродетелью правителя считал бережливость, отклонил это предложение, вследствие чего был уволен от службы. Он открыл в департаменте Па-де-Калэ бумагопрядильню, которая прекратила работы вследствие кризиса, вызванного колониальной системою. В 1814 г., после падения Наполеона, С. выпустил второе издание своего "Trait e d'e conomie politique" и избран был членом Академии. В 1815 г. он стал читать лекции политич. экономии; в 1819 г. занял вновь учрежденную кафедру "промышленной экономии" в Консерватории искусств и ремесел; в 1830 г. сделался профессором политич. экономии в Coll è ge de France. Главные труды С.: "Trait e d'e conomie politique" (8 изд. 1876; переведено на многие европ. языки, между прочим на русский яз. Н. Политковским под загл. "Сокращенное учение о государственном хозяйстве", 1816); "Cat echisme d'e conomie politique" (Пар., 1815; 6 изд. 1883; переведено на многие языки; русск. перевод СПб., 18 33); "Cours complet d'e conomie politique pratique" (Пар., 1829; 3 изд. 1852); "Aper çus des hommes et de la societe " (Пар., 1817); "De l'Angleterre et des Anglais" (3 изд., 1816; русск. перевод П. Яковлева, 1817); "Des canaux de navigation dans l' etat actue l de la France" (1818). После смерти С. изданы его "M elanges et correspondance d'e conomie politique" (Пар., 1833). С. считается главным распространителем учения Адама Смита во Франции и вообще на континенте Европы. Значение его сочинений, отличающихся ясностью и легкостью изложения, заключается преимущественно в рассеянии массы заблуждений, унаследованных от эпохи меркантилизма. Из отдельных учений С. особое значение имела его "теория сбыта" (th eorie des debouche s), много содействовавшая торжеству начал свободы торговли. С. доказывал, что народы уплачивают за продукты продуктами же и что все законы, запрещающие покупку, подрывают в то же время и продажу. Всякое бедствие, постигающее какую-либо страну, непременно должно отражаться на всех остальных; если в одной стране неурожай, то в другой страдают от этого мануфактуры; если одна страна благоденствует, то в благосостоянии ее принимают участие все ее соседи, частью вследствие увеличивающегося с ее стороны спроса, частью вследствие дешевизны, вызванной изобилием в ней произведений. Таким образом все народы солидарны между собою как в счастии, так и в несчастии. К числу самостоятельных доктрин С. относится и его учение о нематериальных благах; здесь он отступал от Адама Смита, который причислял лиц, оказывающих нематериальные услуги (врачей, адвокатов, ученых), к экономически непроизводительным классам. Стоя всецело на индивидуалистической точке зрения, С. не допускал какого бы то ни было влияния правительства на благосостояние граждан и на большую часть налогов смотрел как на великие народные бедствия вроде града, пожаров, неприятельских нашествий. Отчетливо обрисовавшийся уже в его время пауперизм в Англии он приписывал чисто политическим причинам и находил, что бедняки сами виновны в своем положении.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.