Значение МАКУРА-НО СОСИ в Энциклопедии Япония от А до Я

МАКУРА-НО СОСИ

("Записки у изголовья") - одно из наиболее известных произведений хэйанской прозы. Автор "Записок" - придворная дама Сэй Сёнагон. Именно "Макура-но соси" положило начало новому жанру в японской литературе - жанру дзуйхицу (эссе). Дзуйхицу подразумевал создание записок, "не предназначенных для чужих глаз", а потому дающих возможность, не боясь упреков и косых взглядов, описывать все, что угодно: дворцовые торжества и работающих в поле крестьян, великолепие императрицы и ссору с начальником стражи. Жанр дзуйхицу не требовал соблюдения сюжетной канвы, наоборот, произведение было соткано из множества больших и маленьких главок (данов), совершенно друг с другом не связанных, каждая из которых была посвящена какому-нибудь одному предмету: эпизоду из дворцовой жизни, явлению природы, характерам и привычкам. В "Записках у изголовья" таких главок - 306. Некоторые из них имеют названия: "То, что приятно", "То, что страшно", "То, о чем сожалеешь", "Птицы", "Море" и т.д. Современников Сэй Сёнагон поражало ее умение соединять, казалось бы, несовместимые вещи. В этом и заключалась попытка Сэй Сёнагон показать жизнь во всех ее проявлениях. "Частая смена планов, чередование высокого и низкого создает ощущение полноты жизни и достоверности изображения", - писала в предисловии к "Запискам" В. Н. Маркова, автор полного перевода этого произведения на русский язык.

Япония от А до Я, энциклопедия.