Значение слова СТИХИРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

СТИХИРА

(??????? ? многостишие) ? так называется песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами из Свящ. Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний (книга Иова, псалмы Давидовы, книга Притчей, Екклезиаст, Песнь Песней), которые у древних отцов церкви называются стихирами и по образцу и для замены которых стали составляться христианские С. Первым составителем С. называют константинопольского патриарха Анатолия, жившего в V в., ? первым в том смысле, что более ранние христианские С. нам не известны. По различию стихов Свящ. Писания, предваряющих С., и эти последние различаются на три вида: 1) С. "на Господи воззвах"; они поются на вечерне после 140 псалма (Господи воззвах); 2) С. "стиховны" или "на стиховне", имеющие пред собою стихи из разных псалмов и вообще из книг Свящ. Писания соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти С. поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника. 3) С. "на хвалитех" ? те, которые имеют перед собою стихи из так назыв. хвалитных псалмов (148, 149 и 150), в которых часто встречается слово: "хвалите". Поются в конце утрени. Церковным уставом положено петь С. по стихам, или канонархат, что и доныне совершается в монастырях. См. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.