(санскр. smrti ? "воспоминание, память, предание") ? в индийской философско-богословской терминологии обозначение священного предания , в отличие от шрути (см.) ? непосредственного "откровения". В широком значении слова С. обнимает собой ведангу, сутры, поэмы Рамаяну и Магабхарату, пураны, дхармашастры (в особенности произведения Ману, Яджыявалкьи и других вдохновенных законодателей), а также нитишастры, или этические трактаты, в отличие от вед, полученных путем непосредственного откровения. В более узком значении слова С. называются индийские юридические кодексы, или дхармашастры. Законы Ману (II. 10) дают такое определение С.: "под шрути разумеется веда, а под С. ? установления законов".
С. Б?ч.
Смарта (санскр. sm â rta ? "относящийся к смрти" , см.) ? эпитет, прилагаемый индусами обыкновенно к некоторым из сутр (см.), наставления которых восходят к божественному вдохновению ( смрти ), сохраненному в предании. Это имя носит также одна из брахманских сект, члены которой являются последователями реформатора Шанкара-ачарьи, сохранившими, будто бы, в чистоте божественное смрти. Брахманы С. обыкновенно причисляются к шиваитам (см.), но в действительности являются свободомыслящими почитателями Шивы и Вишну в почти одинаковой степени. Основания их верований могут быть найдены в Магабхарате и Рамаяне, не признаваемых учениками Басавы (основателя секты лингаитов). Брахманы С. считают Брахму и Вишну проявлениями Шивы, а. этого последнего ? высшим, или всеобъемлющим, духом, Парабрахмой. На лбу они изображают сандальным порошком знак из трех горизонтальных линий (иногда одной), в середине которых находится круглое красноватое или черноватое пятно.
С. Б?ч.