? так наз. список святых , чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные С. назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах ? канонике, акафистнике, молитвослове ? в конце их, а иногда в средине. Окончательной, однообразной редакции С., печатаемых в церковных книгах, не существует; одно только правило соблюдается непременно ? каждое имя, заносимое С., должно принадлежать канонизованному церковью святому. Этим С. отличаются от старинных церковных "диптихов", или "поминаний", которые каждый мог и может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями. Иначе С. называются месяцесловами , преимущественно ? когда они издаются отдельно. В церковных отдельных изданиях святцев или месяцесловов к спискам святых присоединяются особые статьи для определения на большее или меньшее время вперед дней так называемых подвижных праздников; таковы "Пасхалия зрячая" (определяющая на известный год дни праздников, находящихся в зависимости от времени празднования дня Пасхи), "ключ обращения индиктиона", "лунное течение". Здесь же помещаются кондаки и тропари праздников, особенно в месяцесловах, Типиконе, Следованной Псалтири, Молитвослове и Часослове. Издаваемые для домашнего употребления частными лицами С., месяцесловы, календари не имеют обязательной нормы состава имен святых, как в С. богослужебных книг, но подчиняются общему цензурному правилу о том, что в С. могут быть заносимы лишь имена канонизованных церковью святых. Образцом таких частных изданий "святцев" или "месяцесловов" может служить "Календарь Православной Церкви" в "Настольной книге для народа", изданной комиссией народных чтений в С. Петербурге и его окрестностях; он составлен прот. Н. К. Смирновым, под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д. П. Соколова.
Н . Б ? в.