Значение САХАРОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое САХАРОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

(1807?63) ? известный этнограф, археолог и библиограф; сын тульского священника, воспитанник Моск. унив. по медиц. факультету, врач моск. городской больницы, преподаватель палеографии в училище правоведения и Александровском лицее, ревностный деятель обществ географ. и археологич. Главные его сочин.: "История общественного образования Тульской губ." (М., 1832), "Сказания русского народа" (М., 1836?37; 2 изд., 1837; 3 изд., СПб., 1841?49), "Путешествия русских людей в чужие земли" (СПб., 1837; 2 изд., 1839), "Песни русского народа" (ib., 1838?39), "Писатели Тульской губ." (ib., 1838), "Славянорусские рукописи" (ib., 1839), "Русские народные сказки" (ib., 1841), "Записки русских людей" (ib., 1841), "Русские древние памятники" (ib., 1842), "Исследования о русском иконописании" (ib., 1849), "Обозрение славяно-русской библиографии" (ib., 1849), "Записка для обозрения русских древностей" (ib., 1851), "Записка о русских гербах. I. Московский герб" (ib., 1856). "Воспоминания " С. напечатаны после его смерти в "Русском архиве" 1873 г., 6. После него осталось обширное и замечательное собрание рукописей, приобретенное графом А. С. Уваровым. До половины 1850-х гг. имя С. и его издания пользовались большой популярностью; его труды считались в ряду авторитетных источников для научных и литературных выводов о русской народности. Теперь очень редко встречаются цитаты из изданий С.: критика иначе взглянула не только на его мнения, но и на самое качество многих из приведенных им текстов, и отвергла их как неточные или даже фальшивые. Тем не менее, для своего времени С. был замечательный археолог и этнограф. В своих первых капитальных трудах: "Сказания русск. народа", "Путешествия русских людей", "Песни русского народа" и др., он обнаружил замечательное трудолюбие и предприимчивость; идя навстречу впервые пробудившемуся стремлению к изучению русской народности, он произвел, по свидетельству И. И. Срезневского, необыкновенное впечатление на все образованное общество, вызвав в нем "сильное уважение к русской народности". Недостатки работ С. произошли от того, что он был самоучка, начетчик, чуждый исторической критики. См. о нем "Воспоминания" И. И. Срезневского ("Записки Имп. Академии наук", 1864, кн. 2); "Для биографии С.", с отрывками его воспоминаний ("Русский архив", 1873, 6); Пыпин, "История русской этнографии" (т. I, СПб., 1890).

В. Р?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.