? полумифический герой чешской истории древнейшего периода. Нечех по происхождению, он появился со своим родом или "челядью" в Чехии около 622 г. по Р. Х., когда чехов и мораван более всего теснили авары. Внушив доверие и любовь своим новым соотечественникам, С. подготовил почву для успешной борьбы против притеснителей и освободил Чехию и Моравию от аварского ига. Во время этой борьбы к чехам примкнули и некоторые другие славянские племена на Ю и на С. Избранный ими в 627 г. в короли С., по словам хрониста Фредегара, царствовал 35 лет и от 12 жен имел 22 сына и 15 дочерей. Сломив навсегда могущество аваров, он успешно боролся и против франков и принудил их наконец искать его дружбы. Потом он обратил свое оружие против славянских племен, живших к В от Одера и Вислы. Могущественное государство, созданное им, имело своим ядром Чехию и Моравию, а столицей, как полагают, Вышеград; но после смерти С. оно распалось, и только Чехия осталась во власти его непосредственных преемников. События последнего времени жизни С. неизвестны; сведения о нем прекращаются после 641 г. Национальность С. представляет историческую загадку. Прежде думали обыкновенно, что он был по происхождению франк (у Фредегара: "Samo, natione Francus, de pago Senonago"), хотя и в старину еще было мнение о его славянском происхождении (у Anonymus Salisburgensis: "Samo nomine quidam Sclavus"), Разобрав этот вопрос, Фр. Палацкий ("Ueber den Chronisten Fredegar und seine Nac h richten von Samo", в "Jahrb ucher des bo hmischen Museums", 1830) пришел к убеждению, что С. был славянин, родом из племени велетов, которое около 622 г. должно было подчиниться верховному владычеству франков: он покинул тогда со своим родом отчизну, чтобы не подчиняться чуждому господству. Немецкие историки продолжают считать его франком и даже (напр. M. Budinger, в своей "Oesterreichische Geschichte bis zum Ausgange des dreizenten Jahrhunderts", Лпц., 1858) находят, что самое имя "Само" имеет германское значение. См . F. Fasching, "Ko nig Samo" (Марбург, 1872); J. Haupt, в "Untersuchungen zur deutschen Sage" (I, Вена, 1866, 102?105); D-r G. Krek, в "Einleitung in die slavische Literaturgeschichte" (9 изд., Грац, 1887, 321?322).
Значение слова САМО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое САМО
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012